Специфика стресса состоит в том, что плач — состояние одновременно эмоциональное и физиологическое. Поэтому справляться с ним нужно на трех уровнях:
Помочь или не мешать?
Мы, взрослые, если очень захотим, вполне можем справиться с внутренними процессами с помощью разных психологических практик и тренингов. Но у малышей все намного сложнее. Осознанность появляется у детей с пяти лет, но наиболее активно она начинает развиваться в подростковом возрасте. Не всегда, конечно, им удается контролировать эмоциональное состояние и физическую активность, но, во всяком случае, они могут начать работать над этим. Поэтому, взаимодействуя с подростками, оправданно вводить практики по повышению произвольного контроля, например, в спорте.
Маленькие дети буквально срисовывают модель поведения со старших из своего окружения. В психологии даже есть такое понятие — coping. С помощью этого неосознанного приема малыши копируют эмоциональные, поведенческие и когнитивные стратегии взрослых для преодоления тяжелых ситуаций. Допустим, родителей не устраивает поведение ребенка, недовольство превращается в стресс, поэтому взрослый человек начинает повышать голос. То же самое делают дети, когда чем-то или кем-то недовольны.