Факторы успешности первоклассника
Школьная зрелость — это уровень готовности ребенка к обучению в школе (с учетом его индивидуального темпа развития). Речь идет о таких факторах как личностное развитие, эмоциональный интеллект, организация деятельности, речь, внимание, зрительная и вербальная память, восприятие, физическая подготовка. Требования родных к ребенку должны быть адекватны, режим дня и нагрузки выстроены рационально. Взрослые не всегда имеют верные представления о том, каким должен быть успешный первоклассник. Сегодня в моде опережающее развитие, и многие дошкольники оказываются перегружены.
Факторы риска развития дошкольников:
Сокращение периода дошкольного детства;
Сверхраннее обучение;
Отсутствие учета индивидуальных особенностей (темпа развития и темпа деятельности;
Ограничение контактов со сверстниками (отсутствие прогулок в будние дни);
Ограничение контактов со взрослыми членами семьи (родителями, родственниками);
Система неадекватных требований (родителей);
Стресс ограничения времени и перегрузка;
Нерациональная организация занятий (занятия в вечернее время);
Исчезновение игры как ведущего вида деятельности.
Главной целью дошкольной подготовки должно быть гармоничное развитие ребенка. Для реализации данного подхода корпорация «Российский учебник» предлагает серию «Ступеньки к школе» для детей 3-7 лет. Заниматься по этим пособиям могут как педагоги, так и родители, психологи. Серия включает образовательную программу и методические рекомендации. Издания можно использовать в комплексе или по-отдельности. Рассмотрим подробнее направления дошкольной подготовки (соответствующие ФГОС) и то, как они представлены в учебно-методическом комплексе.
Физическое развитие
В большинстве разработок по диагностике физическому развитию и биологическому возрасту не уделяется должного внимания. Однако, если ребенок не готов к статичной нагрузке при сидении за партой или не может выполнять мелкомоторные движения, то учеба в первом классе будет давать ему тяжело независимо от уровня знаний.
Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования. Ребенок...
подвижен, владеет основными движениями;
может контролировать свои движения и управлять ими;
владеет тонко-координированными движениями;
знает и соблюдает правила личной гигиены.