Ступеньки к школе. Как помочь ребенку стать успешным первоклассником

Ребенок должен быть готов к школе физически и морально, иначе обучение в первом классе точно будет сопровождаться сложностями.

Факторы успешности первоклассника

Школьная зрелость — это уровень готовности ребенка к обучению в школе (с учетом его индивидуального темпа развития). Речь идет о таких факторах как личностное развитие, эмоциональный интеллект, организация деятельности, речь, внимание, зрительная и вербальная память, восприятие, физическая подготовка. Требования родных к ребенку должны быть адекватны, режим дня и нагрузки выстроены рационально. Взрослые не всегда имеют верные представления о том, каким должен быть успешный первоклассник. Сегодня в моде опережающее развитие, и многие дошкольники оказываются перегружены.

Факторы риска развития дошкольников:

  • Сокращение периода дошкольного детства;

  • Сверхраннее обучение;

  • Отсутствие учета индивидуальных особенностей (темпа развития и темпа деятельности;

  • Ограничение контактов со сверстниками (отсутствие прогулок в будние дни);

  • Ограничение контактов со взрослыми членами семьи (родителями, родственниками);

  • Система неадекватных требований (родителей);

  • Стресс ограничения времени и перегрузка;

  • Нерациональная организация занятий (занятия в вечернее время);

  • Исчезновение игры как ведущего вида деятельности.

Главной целью дошкольной подготовки должно быть гармоничное развитие ребенка. Для реализации данного подхода корпорация «Российский учебник» предлагает серию «Ступеньки к школе» для детей 3-7 лет. Заниматься по этим пособиям могут как педагоги, так и родители, психологи. Серия включает образовательную программу и методические рекомендации. Издания можно использовать в комплексе или по-отдельности. Рассмотрим подробнее направления дошкольной подготовки (соответствующие ФГОС) и то, как они представлены в учебно-методическом комплексе.

Физическое развитие

В большинстве разработок по диагностике физическому развитию и биологическому возрасту не уделяется должного внимания. Однако, если ребенок не готов к статичной нагрузке при сидении за партой или не может выполнять мелкомоторные движения, то учеба в первом классе будет давать ему тяжело независимо от уровня знаний.

Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования. Ребенок...

  • подвижен, владеет основными движениями;

  • может контролировать свои движения и управлять ими;

  • владеет тонко-координированными движениями;

  • знает и соблюдает правила личной гигиены.

Я и мир вокруг. Пособие для детей 5-6 летБезруких М.М., Филиппова Т.А.
Данное пособие входит в УМК «Ступеньки к школе» и предназначено для развивающих занятий с детьми 5-6 лет. Предлагаемые варианты заданий в пособиях серии предполагают активное включение ребёнка в познавательную деятельность, с учётом его сильных и слабых сторон развития, и возможность учёта индивидуальных особенностей при подсказке и помощи взрослых.

Примеры заданий для диагностики:

  • Выполни упражнение «Пальчики здороваются» — сначала одной рукой, потом другой, а затем двумя руками;

  • Покажи «зайчика» и «козочку»;

  • Дотронься до левого уха правой рукой, закинув руку над готовой («Филиппинский тест»).

  • Удержи равновесие, сдвинув стопы, вытянув вперед руки и закрыв глаза («Поза Ромберга»).

Пособия:

Социально-коммуникативное развитие

В первом классе взаимодействие в коллективе выходит для ребенка на новый уровень. Общение является важным ресурсом, и первокласснику нужно уметь распознавать эмоции и выражать свои мысли.

Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования. Ребенок...

  • легко вступает в контакт и умеет общаться с чужими взрослыми людьми;

  • спокойно адаптируется в новой обстановке;

  • умеет различать свое настроение и свои эмоции, а также эмоции других детей и взрослых;

  • понимает, зачем ребята ходят в школу, осознает себя будущим первоклассником;

  • проявляет интерес к новым заданиям, заинтересован в положительном результате.

Примеры заданий для диагностики:

  • Посмотри на картинки и скажи, какое лицо надо нарисовать каждому ребенку (веселое, грустное, радостное, удивленное, испуганное).

  • Посмотри на картинки и расскажи, что делают и говорят дети.

  • Закончи предложения: «Когда я встречаюсь с другими, я говорю ...», «Я говорю „Спасибо“, когда ...», «Если у меня что-то не получается, я прошу помочь ...».

Пособия:

Речевое развитие

Для первоклассника важно владение монологической и диалогической речью, чтобы взаимодействовать со сверстниками и старшими. Помимо коммуникативных навыков при диагностике отдельно проверяется уровень речевого развития.

Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования. Ребенок...

  • умеет самостоятельно рассказать знакомую сказку или составить рассказ по картинкам;

  • способен к простейшему звуковому анализу слов (может выделить звук в начале, середине и конце слова);

  • обладает хорошим словарным запасом, позволяющим выразить мысль, описать событие, ответить на вопрос, задать вопрос;

  • грамматически правильно строит предложения, правильно использует предлоги, приставки, союзы;

  • способен правильно произносить все звуки родного языка.

Примеры заданий для диагностики:

  • Составь предложение из следующих слов. 1. надевать, пальто, девочка; 2. бабушка, книжка, читать, внук; 3. стоять, на, стол, с, цветы, ваза. Например: «Сегодня, идти, дождь» — «Сегодня идет дождь».

  • Как ты думаешь, какой конец у этой истории? Придумай и расскажи.

Пособия:

Познавательное развитие

Познавательное направление включает множество аспектов. Сюда входят понимание пространственных ориентиров, развитая память, способность сравнивать, умение считать и т.д. Для успеха в школе ребенку нужно владеть базовыми знаниями об окружающих явлениях и предметах и стремиться получать новую информацию.

Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования. Ребенок...

  • проявляет любознательность;

  • обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире;

  • способен наблюдать, экспериментировать;

  • обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории;

  • интересуется причинно-следственными связями;

  • знаком с произведениями детской литературы.

Развиваем логическое мышление и память. Пособие для детей 6-7 лет Безруких М.М., Филиппова Т.А.
Данное пособие входит в УМК «Ступеньки к школе», в котором представлена уникальная система развития школьно-значимых функций и подготовки детей к школе. Задания данного пособия направлены на развитие логического мышления, памяти, внимания, речи, познавательной активности, а также способствуют расширению кругозора ребенка. Дети научатся находить сходство и различие предметов, распределять их по группам, составлять целое из частей, определять последовательность событий.

Примеры заданий для диагностики:

  • Рассмотри картинки. Покажи ту, которая нарисована неправильно, и объясни, почему.

  • Закончи предложения: «Весной снег тает, потому что ...», «Вечером на улице зажигаются фонари, потому что ...», «Если принести сосульку домой, ...», «Летом можно бегать босиком, потому что...»
  • В домике 5 этажей, по 2 квартиры на этаже — слева и справа. Посчитай лисиц на каждом этаже.

Пособия:

Художественно-эстетическое развитие

Высокий уровень готовности к школе проявляется не только в знании классических детских произведений, но и в умении создавать творческие продукты. Например, устраивать театр теней, собирать фигуры из конструктора, смешивать краски и раскрашивать картины.

Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования. Ребенок...

  • знаком с подходящими по возрасту литературными произведениями;

  • знаком с подходящими по возрасту музыкальными произведениями;

  • способен заниматься продуктивной деятельностью (рисование, аппликации, лепка и т.д.);

  • способен занимать конструированием.

Пример задания для диагностики:

Скажи, как зовут героев сказок. Из каких сказок эти герои?

Пособия:

Программа «Ступеньки к школе» имеет в своей основе многолетние исследования Института возрастной физиологии РАО. Задания учитывают возрастные особенности развития мозга у дошкольников. Помимо представленных пособий комплект также включает азбуку для детей 3-7 лет с красочными рисунками, которая подходит для каждого направления развития. 

photo
Сорока Мария

Пишущий редактор, блогер

Теги:Дошкольное образование,Психология и педагогика

Понравился материал? Расскажите другим

Главная

Сервисы

Каталог

Корзина

Профиль