7 класс
Уже со второго параграфа («Линейное уравнение с одной переменной») школьники осваивают исследовательский подход к решению заданий с параметрами. В учебнике показаны различные ситуации и способы действий. Учеников подводят к интерпретации полученных результатов и соответствующему анализу. В конце учебного года снова идет обращение к параметрам — в теме «Система линейных уравнений с двумя переменными».
Примеры заданий
№ 61. При каком значении а уравнение:
1) ах = 6;
2) (3 – а) х = 4;
3) (а – 2) х = а + 2
№ 63. При каких значениях а уравнение:
1) (а – 5) х = 6;
2) (а + 7) х = а + 7
№ 65. Решите уравнение:
(m + 8) x = m + 8.
№ 67. В равенстве 2 (1,5х – 0,5) = 7х + * замените звездочку таким выражением, чтобы получившееся уравнение:
1) не имело корней;
2) имело бесконечно много корней;
3) имело один корень.
8 класс
На данном этапе большинство тем уже имеет то или иное отношение к задачам с параметрами. Например, «Квадратные корни»: при обосновании того, почему квадратное уравнение x2=4 имеет два корня, авторы предлагают наглядный графический метод. Ученикам показывается, каким образом в дальнейшем они будут строить свои рассуждения при графическом способе решения задач. Чтобы школьники не просто познакомились с терминологией, а отработали такой подход, задания включены в учебник систематически. Так начинается подготовка к ЕГЭ — и это базовый уровень!
Примеры заданий
№ 649. При каком значении а уравнение (а — 2 ) х2 + (2а — 1) х + а2 — 4 = 0 является:
1) линейным;
2) приведенным квадратом;
3) неполным неприведенным квадратом;
4) неполным приведенным квадратом?
№ 650. Определите, при каком значении а один из корней квадратного уравнения равен 0, и найдите второй корень уравнения:
1) х2 + ах + а – 4 = 0;
2) 4х2 + (а – 8) х + а2 + а = 0;
3) ах2 + (а + 3) х + а2 – 3а = 0.
№ 767. Для каждого значения а решите уравнение:
1) (а2 – а – 6) х = а2 – 9;
2) (а2 – 8а + 7) х = 2а2 – 13а – 7.
№ 768. Для каждого значения а решите уравнение (а2 + 7а – 8) х = а2 + 16а +64.