Пять актёрских упражнений, которые превратят урок в событие

Простые техники из театральной педагогики для концентрации внимания и командной работы.

Основное изображение

Звенит звонок, ученики врываются в класс с переменки, кто-то обсуждает вчерашнюю олимпиаду, кто-то доедает булочку, а кто-то уже мысленно на следующем уроке. Как собрать это буйство энергии в одну точку и направить на учёбу?

Театральные техники — проверенный способ быстро включить внимание, снять напряжение и создать рабочую атмосферу.

Театральная педагогика использует естественную потребность подростков в самовыражении и общении. Эти упражнения работают не как развлечение, а как инструмент для развития концентрации, эмпатии и умения работать в команде. Главное — они занимают всего 3-5 минут, но эффект длится весь урок.

Разберём пять простых упражнений, которые можно использовать в любом предмете. Каждое упражнение проверено практикой и адаптировано для школьной аудитории.

1. «Стоп-кадр» — мгновенная концентрация

Моментально собирает внимание класса и учит контролировать своё тело.

Ученики свободно двигаются по кабинету под музыку или хлопки. По команде «стоп» все замирают в той позе, в которой их застала команда. Нужно продержаться неподвижно 10-15 секунд.

Вариации

  • замирать в позе определенной эмоции (радость, удивление, задумчивость);

  • изображать профессии или исторических персонажей;

  • показывать геометрические фигуры телом.

Польза: упражнение тренирует способность к быстрому переключению внимания — именно то, что нужно для эффективного обучения. Плюс физическая активность помогает «перезагрузить» мозг после предыдущего урока.

2. «Зеркало» — развитие наблюдательности

Классическое актёрское упражнение, развивает внимание к деталям и умение работать в паре.

Ученики встают в пары лицом друг к другу. Один «человек», другой — «зеркало». «Человек» медленно двигается, а «зеркало» точно повторяет все его движения. Через минуту роли меняются.

Вариации:

  • «зеркало эмоций» — передавать не движения, а выражение лица;

  • «групповое зеркало» — один ведущий, остальные повторяют;

  • «невидимое зеркало» — партнёры стоят спиной друг к другу, нужно угадать движения.

Упражнение развивает эмпатию и учит внимательно наблюдать за другими. Эти навыки пригодятся для групповой работы и коммуникации на уроках.

3. «Эмоциональный алфавит» — работа с голосом и чувствами

Развивает выразительность речи и эмоциональный интеллект.

Класс хором произносит алфавит, но каждую букву с определённой эмоцией. «А» — радостно, «Б» — грустно, «В» — удивленно, и так далее. Можно заранее написать на доске, какая буква какую эмоцию передаёт. В понедельник тренируемся на первых трёх буквах алфавита, в среду — на ещё трёх. Хватит надолго, особенно если раз в месяц менять эмоции.

Вариации:

  • произносить числа или дни недели с разными эмоциями;

  • каждый ученик выбирает свою эмоцию для одной буквы;

  • название каждой эмоции начинается на ту букву, которую нужно произнести (пример: «Г» — грусть, «В» — восторг, «Р» — радость и т. д.)

  • рассказывать таблицу умножения или стихи «по ролям» — как робот, как Есенин, как Черчилль, как княгиня Ольга и др.

Упражнение помогает снять речевые зажимы и развивает выразительность. Особенно полезно перед устными ответами или презентациями.

4. «Живые картины» — развитие воображения и командной работы

Создание коллективных образов без физического контакта.

Учитель называет тему (например, «Весна», «Научная лаборатория», «Санкт-Петербург 1825 года»). Ученики должны за минуту создать «живую картину» — каждый изображает часть общей композиции, но не касается других участников. Затем «картина» замирает на 10-15 секунд.

Вариации:

  • исторические события или литературные сцены;

  • профессии или научные процессы;

  • абстрактные понятия (дружба, знание, творчество);

  • «картина с секретом» — учитель и зрители должны угадать, что изображено.

Упражнение развивает пространственное мышление, память и умение работать в команде без вербального общения. Учит быстро принимать решения и адаптироваться к действиям других.

5. «Групповая история» — развитие воображения и слушания

Коллективное сочинительство, которое развивает креативность и учит слушать друг друга.

Класс садится в круг, а педагог начинает историю одним предложением. Каждый ученик по кругу добавляет одно предложение, продолжая сюжет. Важно: нужно внимательно слушать предыдущих рассказчиков и логично развивать историю.

Вариации:

  • история на тему урока (историческое событие, жизнь природы, теорема, научное открытие);

  • каждый добавляет только одно слово вместо предложения;

  • «история наоборот» — начинаем с конца и идём к началу.

Упражнение развивает активное слушание — навык, без которого невозможно эффективное обучение. Плюс стимулирует творческое мышление.

Интеграция в учебный процесс

Упражнения особенно эффективны в начале урока для включения в работу, или в середине, когда необходимо снять усталость и переключиться. Но их можно адаптировать под любую учебную задачу.

Тем, кто хочет глубже изучить возможности театральной методологии, стоит обратить внимание на специализированные программы. Курс «Актёрский старт: портфолио и пробы» от Лектория «Просвещения» помогает школьникам 7-11 классов освоить основы актёрского мастерства — от создания портфолио до подготовки к кастингам. Такие навыки пригодятся не только будущим актёрам, но и всем, кто хочет чувствовать себя уверенно в любом коллективе.

Важные принципы

  • Добровольность. Никого нельзя заставлять участвовать против желания. Всегда должна быть возможность «остаться наблюдателем».

  • Безопасность. Все упражнения проходят в атмосфере взаимного уважения. Никаких насмешек, незапланированных касаний или принуждения.

  • Краткость. Упражнения должны занимать не более 3-4 минут, иначе они превратятся из инструмента обучения в развлечение.

  • Рефлексия. После упражнения полезно кратко обсудить свои ощущения: что было легко, что сложно, что заметили. Можно проводить в формате голосования или реакций в социальных сетях после уроков.

Скачайте карточки-памятки для проведения театральных техник на уроках

Авторизуйтесь, чтобы скачать материал
  • 5 театральных техник на уроках. Часть 1

    Формат .PNG

    221.9 Кб

    Скачать
  • 5 театральных техник на уроках. Часть 2

    Формат .PNG

    627.6 Кб

    Скачать

photo
Ольга Протасова

Педагог-психолог, историк, журналист, пишущий редактор

Теги:Лекторий

Понравился материал? Расскажите другим

Главная

Сервисы

Каталог

Корзина

Профиль