5 театральных техник на уроках. Часть 1
- 11 сентября 2025
- 5 мин
Пять актёрских упражнений, которые превратят урок в событие
Простые техники из театральной педагогики для концентрации внимания и командной работы.

Звенит звонок, ученики врываются в класс с переменки, кто-то обсуждает вчерашнюю олимпиаду, кто-то доедает булочку, а кто-то уже мысленно на следующем уроке. Как собрать это буйство энергии в одну точку и направить на учёбу?
Театральные техники — проверенный способ быстро включить внимание, снять напряжение и создать рабочую атмосферу.
Разберём пять простых упражнений, которые можно использовать в любом предмете. Каждое упражнение проверено практикой и адаптировано для школьной аудитории.
1. «Стоп-кадр» — мгновенная концентрация
Моментально собирает внимание класса и учит контролировать своё тело.
Ученики свободно двигаются по кабинету под музыку или хлопки. По команде «стоп» все замирают в той позе, в которой их застала команда. Нужно продержаться неподвижно 10-15 секунд.
Вариации
замирать в позе определенной эмоции (радость, удивление, задумчивость);
изображать профессии или исторических персонажей;
показывать геометрические фигуры телом.
Польза: упражнение тренирует способность к быстрому переключению внимания — именно то, что нужно для эффективного обучения. Плюс физическая активность помогает «перезагрузить» мозг после предыдущего урока.
2. «Зеркало» — развитие наблюдательности
Классическое актёрское упражнение, развивает внимание к деталям и умение работать в паре.
Ученики встают в пары лицом друг к другу. Один «человек», другой — «зеркало». «Человек» медленно двигается, а «зеркало» точно повторяет все его движения. Через минуту роли меняются.
Вариации:
«зеркало эмоций» — передавать не движения, а выражение лица;
«групповое зеркало» — один ведущий, остальные повторяют;
«невидимое зеркало» — партнёры стоят спиной друг к другу, нужно угадать движения.
Упражнение развивает эмпатию и учит внимательно наблюдать за другими. Эти навыки пригодятся для групповой работы и коммуникации на уроках.
3. «Эмоциональный алфавит» — работа с голосом и чувствами
Развивает выразительность речи и эмоциональный интеллект.
Класс хором произносит алфавит, но каждую букву с определённой эмоцией. «А» — радостно, «Б» — грустно, «В» — удивленно, и так далее. Можно заранее написать на доске, какая буква какую эмоцию передаёт. В понедельник тренируемся на первых трёх буквах алфавита, в среду — на ещё трёх. Хватит надолго, особенно если раз в месяц менять эмоции.
Вариации:
произносить числа или дни недели с разными эмоциями;
каждый ученик выбирает свою эмоцию для одной буквы;
название каждой эмоции начинается на ту букву, которую нужно произнести (пример: «Г» — грусть, «В» — восторг, «Р» — радость и т. д.)
рассказывать таблицу умножения или стихи «по ролям» — как робот, как Есенин, как Черчилль, как княгиня Ольга и др.
Упражнение помогает снять речевые зажимы и развивает выразительность. Особенно полезно перед устными ответами или презентациями.
4. «Живые картины» — развитие воображения и командной работы
Создание коллективных образов без физического контакта.
Учитель называет тему (например, «Весна», «Научная лаборатория», «Санкт-Петербург 1825 года»). Ученики должны за минуту создать «живую картину» — каждый изображает часть общей композиции, но не касается других участников. Затем «картина» замирает на 10-15 секунд.
Вариации:
исторические события или литературные сцены;
профессии или научные процессы;
абстрактные понятия (дружба, знание, творчество);
«картина с секретом» — учитель и зрители должны угадать, что изображено.
Упражнение развивает пространственное мышление, память и умение работать в команде без вербального общения. Учит быстро принимать решения и адаптироваться к действиям других.
5. «Групповая история» — развитие воображения и слушания
Коллективное сочинительство, которое развивает креативность и учит слушать друг друга.
Класс садится в круг, а педагог начинает историю одним предложением. Каждый ученик по кругу добавляет одно предложение, продолжая сюжет. Важно: нужно внимательно слушать предыдущих рассказчиков и логично развивать историю.
Вариации:
история на тему урока (историческое событие, жизнь природы, теорема, научное открытие);
каждый добавляет только одно слово вместо предложения;
«история наоборот» — начинаем с конца и идём к началу.
Упражнение развивает активное слушание — навык, без которого невозможно эффективное обучение. Плюс стимулирует творческое мышление.
Интеграция в учебный процесс
Упражнения особенно эффективны в начале урока для включения в работу, или в середине, когда необходимо снять усталость и переключиться. Но их можно адаптировать под любую учебную задачу.
Тем, кто хочет глубже изучить возможности театральной методологии, стоит обратить внимание на специализированные программы. Курс «Актёрский старт: портфолио и пробы» от Лектория «Просвещения» помогает школьникам 7-11 классов освоить основы актёрского мастерства — от создания портфолио до подготовки к кастингам. Такие навыки пригодятся не только будущим актёрам, но и всем, кто хочет чувствовать себя уверенно в любом коллективе.
Важные принципы
Добровольность. Никого нельзя заставлять участвовать против желания. Всегда должна быть возможность «остаться наблюдателем».
Безопасность. Все упражнения проходят в атмосфере взаимного уважения. Никаких насмешек, незапланированных касаний или принуждения.
Краткость. Упражнения должны занимать не более 3-4 минут, иначе они превратятся из инструмента обучения в развлечение.
Рефлексия. После упражнения полезно кратко обсудить свои ощущения: что было легко, что сложно, что заметили. Можно проводить в формате голосования или реакций в социальных сетях после уроков.
Скачайте карточки-памятки для проведения театральных техник на уроках
5 театральных техник на уроках. Часть 2

Ольга Протасова
Педагог-психолог, историк, журналист, пишущий редактор
Понравился материал? Расскажите другим