Теория поколений. Как найти общий язык и понять друг друга, если вы из разных эпох

Почему люди начали делиться на группы, к какой из них относитесь вы сами, и как нам всем уживаться на одной планете?

Откуда взялись названия

Всё началось в Америке. В 1991 году два социолога, Уильям Штраус и Нил Хоув, разработали Теорию поколений. Они заметили, что каждые 20-25 лет появляются люди с новыми психологическими чертами, взглядами на жизнь и приоритетами, которые отличаются от убеждений предшественников. Мировоззрение поколений формируется под влиянием общих исторических, социальных и культурных событий, чётких временны́х границ не имеет, но характеризуется цикличностью: подъём, пробуждение, спад, кризис, снова подъём.

Каждому поколению присвоили коды и дали яркие названия: X, Y, Z, бумеры, альфы. Сначала это было чисто исследовательским инструментом, а потом его подхватили маркетологи, HR-специалисты и просто люди, которым нравится рассуждать о разнице между «нашими» и «вашими». И вот на каждом человеке уже висит ярлык, мир делится на миллениалов, зумеров и других странных соседей. Соцсети и СМИ пытаются приписать всем определенные качества и интересы, а также продать соответствующие товары.

Казалось бы, зачем придумывать все эти названия и усложнять себе жизнь, если можно сказать: «Вот это молодёжь, а это — старшее поколение»? Но у теории Штрауса и Хоува есть реальные смыслы. При правильном использовании она помогает людям лучше понимать друг друга.


Кто все эти люди?

Здесь и далее даты указаны ориентировочно, а деление условно, ведь в каждой группе есть персоны, которые выбиваются из «типичного» портрета. Теория создавалась на основе англо-американской истории, но применима и к российской действительности.

Бумеры (1946 — 1964)

Почему бумеры? Это дети «бэби-бума», который случился после Второй мировой войны. Люди были воодушевлены — они наконец оказались в безопасном пространстве на пороге нового мира. Родители усердно работали, жизнь восстанавливалась, рождаемость была на пике. Эти люди выросли на ценностях труда, стабильности и веры в светлое будущее. Они получали квартиры от государства, верили телевизору, всю жизнь работали на одном месте. Их мечты о счастливом будущем разбились о Перестройку, и бо́льшую часть взрослой жизни им пришлось приспосабливаться к новому миру с его постоянными трансформациями.

Характерные черты:

  • Консерваторы и традиционалисты.

  • Любят стабильность и планирование.

  • Занимали ключевые должности во многих отраслях.

  • Любят дачи, газеты и радио.

  • Часто говорят фразы вроде: «А вот в наше время такого не было!»

Как находить общий язык?

Спросите их мнение. Бумеры обожают делиться жизненным опытом и чувствовать себя полезными.

Поколение X (1965 — 1980)

Почему X? Потому что их было сложно понять. Они росли в сытости и безопасности. Не видели войну и не понимали, почему им нужно встраивать свою индивидуальность в общие нормы. Это поколение, которое росло во времена кризисов, разводов родителей и появления первых компьютеров. Они многим недовольны и гораздо меньше верят власти, но часто политически индифферентны и не готовы что-то менять. Не очень верят в светлое будущее и учатся полагаться только на себя.

Характерные черты:

  • Прагматики и индивидуалисты.

  • Независимость, скепсис и недоверие авторитетам.

  • Нонконформистская молодость (рок-музыка, джинсы и VHS-кассеты).

  • Верят в материальные ценности.

  • Ностальгируют по 90-м как никто другой.

Как находить общий язык?

Не пытайтесь навязывать им правила. Покажите, что цените их независимость. Лучше просто поинтересуйтесь их любимым фильмом или музыкой — они любят посоветовать что-то «годное».

Поколение Y, или Миллениалы (1981 — 1996)

Почему миллениалы? На их становление приходится смена культурных парадигм. Они застали рубеж тысячелетий, когда мир начал стремительно меняться. Эти люди наблюдали переход от аналогового мира к цифровому, помнят жизнь без интернета и стали первыми его активными пользователями. Родители помогали им закрыть базовые потребности, но многие миллениалы так и не смогли реализовать свои (и родительские) амбиции. При этом они изучают иностранные языки, много путешествуют, стремятся к самореализации. Они видят, что старые нормы не делают людей по умолчанию счастливыми, пересматривают ценности и выводят собственные понятия о жизни, карьере, семье и браке.

Характерные черты:

  • Стремление к балансу между работой и личной жизнью.

  • Любовь к технологиям, авокадо-тостам и мемам.

  • Ценят время и свободу (например, фриланс и удаленку).

  • Тревожны, потому что пережили глобализацию, кризисы и давление общественных ожиданий.

  • Считаются «нереализованным» поколением.

Как находить общий язык?

Проявляйте искренность. Миллениалы ценят честность и готовы помочь, если вы тоже открыты. Поддержите их в «вечной усталости» и они вас полюбят.

Поколение Z (1997 — 2012)

Почему Z? Потому что после Y (миллениалов) логично следует Z. Это дети сытой цифровой эпохи. Первое поколение, которое не знает мира без интернета и соцсетей. Схватывают всё, что связано с технологиями, на лету. Они не смотрят ТВ и не читают газет, но верят блогерам и телеграм-каналам. Больше, чем другие, страдают от нереалистичных стандартов, которые задают соцсети. На рабочем месте зумеры так же не удовлетворены, как и миллениалы. Это связано не только с завышенными ожиданиями, но и с нестабильностью и кризисами в мире.

Характерные черты:

  • Креативность, толерантность и любовь к скорости.

  • Умеют выражать эмоции через стикеры, но им сложнее в личном общении.

  • Снимают TikTok, как будто это их вторая работа. Часто это так и есть.

  • Живут в формате «здесь и сейчас».

Как находить общий язык?

Хвалите их креативность и необычные идеи. Им важно, чтобы их видели, ценили и принимали всерьёз.

Поколение Альфа (2013 — ...)

Почему альфа? После Z цикл начинается заново, поэтому следующее поколение назвали с первой буквы греческого алфавита. Эти малыши растут с планшетом в руках, самостоятельно включают мультфильмы, получают образование онлайн и живут в мире полного цифрового удобства. Всё новое и фантастическое для этих ребят — реалии жизни.

Характерные черты:

  • Интеграция с цифровыми технологиями.

  • Уверенность, что всё должно быть быстро и просто.

  • Могут потреблять контент с нескольких устройств одновременно.

  • Будут самыми экологичными и технически продвинутыми людьми.

Как находить общий язык?

Пока они ещё маленькие, просто поддерживайте их интересы. И да, иногда это означает — смотреть мультфильмы вместе.

В чём смысл Теории поколений?

На самом деле, это не просто модный тренд или попытка наклеить каждому ярлык (или стикер?). Несмотря на то, что одни учёные встретили эту идею с радостью, а другие сочли полной ерундой (не хватает доказательств и научных данных), названия прижились и активно используются. Действительно, сходства и различия между людьми невозможно объяснить только годом рождения, но при этом типирование по возрасту — это полезный инструмент, который помогает в нескольких моментах.

1. Понимать людей вокруг.

Каждое поколение формируется в уникальных условиях. Бумеры росли в стабильной индустриальной эпохе, а зумеры — в мире, который меняется каждую минуту. Бумеры не желают меняться, боятся технологий и изо всех сил стараются удержать привычную стабильность. Это никак не соотносится с пробудившимся сознанием миллениалов и зумеров, открытым для изменений. Мировоззрение каждого поколения отличается, но если учитывать контекст времени, градус напряжения в общении снижается.

2. Упростить общение.

Зумер не понимает, зачем звонить по телефону, если можно написать сообщение. Миллениал доказывает бумеру, что «удалёнка» — это нормально. Бумер, который привык трудиться на одном месте 40 лет, считает, что мир катится во тьму. Иксы просто хотят соответствовать времени, но иногда не знают, как это сделать. Если люди смотрят на других только через собственные фильтры, происходит столкновение миров. Но понимая, что каждый человек «программировался» разными обстоятельствами, проще смотреть на его действия без осуждения и находить компромиссы.

3. Лучше понимать себя.

История и культура формируют нас больше, чем мы думаем. Понимая особенности своего поколения, можно осознать, какие привычки или ожидания сформировались под влиянием времени, а какие — ваши собственные.

Главное, что нужно запомнить

Теория поколений — это не про стереотипы и ярлыки, а про понимание друг друга, как если бы мы были путешественниками из разных миров. Тем более, у каждого поколения есть свои сильные стороны:

  • Бумеры учат нас терпению и стабильности.

  • Иксы показывают, как быть независимыми.

  • Миллениалы вдохновляют мечтать.

  • Зумеры наполняют жизнь креативом.

  • Альфа ещё научат нас всему, чего мы пока не знаем.

И вместо того, чтобы делить мир на «мы и они», давайте учиться друг у друга. Потому что, независимо от принадлежности к поколениям, все мы просто люди, которые пытаются найти своё место в этом быстро меняющемся мире.

фон подписки

Новости, мероприятия, идеи — две разные рассылки для тех, кто учит и воспитывает.

Нажимая кнопку «Подписаться» вы даете согласие на обработку персональных данных и получение рассылок в соответствии с условиями.

Теги:Психология и педагогика

Понравился материал? Расскажите другим

Главная

Сервисы

Каталог

Корзина

Профиль