Точки опоры в борьбе с неопределённостью: как подростку справиться с переживаниями?

Рассказываем, как преодолеть сложный период, объясняем, почему сомнения насчет будущего могут пойти подростку на пользу.

Бурная фантазия побуждает подростков строить в голове идеальный образ себя, которому они «обязаны» соответствовать. Но гормональные и физиологические изменения мешают жить спокойно, настроение скачет: то радуешься жизни, то все вокруг начинают сильно раздражать. К эмоциональным качелям добавляется неуверенность в будущем и серьезный стресс.

Изменения подросткового возраста

Явные изменения

  • Быстрый рост

  • Половое созревание

  • Гормональные

  • Эмоциональные

Изменения, которые менее заметны

  • Развитие абстрактного мышления. До подросткового периода дети мыслят предметно. Они обсуждают и обдумывают вещи, с которыми либо сталкивались в реальности, либо читали/слышали о них. Ребята постарше используют уже абстрактные понятия, начинают интересоваться философской и религиозной литературой.

  • Ухудшение механической памяти и развитие мнемотехник. 7-8-летние дети запоминают текст слово в слово. Подростки делают упор на содержании. Они не заучивают материал, а с помощью воображения ассоциируют его с чем-то понятным и близким по смыслу.

  • Развитие фантазии. Ребята начинают писать стихи, рассказы, ведут дневники. Они воссоздают в них целые вселенные, размышляют о своем предназначении, взаимоотношениях с людьми, делятся мечтами, страхами, планами.

  • Поиск своего «Я».

От повара и водителя самосвала — к бизнесменам и маркетологам. Как меняются цели подростков

Дети обычно не загадывают наперед и не ставят себе долгосрочных целей. У них все просто: осенью началась учеба, следом наступили каникулы, отпраздновали Новый Год, снова уроки, потом вместе с весной пришла итоговая аттестация, а после нее — долгожданный летний отдых.

«В старших классах школьники начинают планировать свое будущее уже более масштабно. Эти изменения обусловлены развитием абстрактного мышления. Подросток рассуждает о вещах, с которыми еще не сталкивался в реальности. Раньше его самым отдаленным желанием было хорошо окончить учебный год и порыбачить у бабушки в деревне. А сейчас — найти профессию по душе, зарабатывать много денег, создать большую семью или, наоборот, нацелиться на карьеру».

В самом раннем возрасте малыш приступает к исследованию мира и узнает о существовании профессий. Видит продавца, повара, водителя и примеряет на себя эту роль. Потом появляется все больше вариантов для профессионального становления. К школьной профориентации добавляются настойчивые вопросы родителей о будущем. От такого напора и разнообразия подросток теряется и не может выбрать, кем ему стать.

Опыт взрослых vs опыт детей

Дети открыты всему новому. Из-за отсутствия практики они воспринимают туманное будущее как шанс испытать что-то необычное и волнующее. Но часто их мысли, пусть даже позитивные, сопровождает страх — и это нормально!

Тот факт, что родители негативно относятся к неопределенности, обычно связан с их неудачным опытом. Но ведь отсутствие четких ориентиров в переходном возрасте не означает, что жизнь подростка не удастся, а его надежды рухнут.

Что делать, куда бежать? Толерантность к неопределенности

Специалисты выделяют несколько типов толерантности к неопределенности:

  • Толерантность как черта личности. Когда человек от рождения легко воспринимает «размытое» будущее и быстро адаптируется к изменениям.

  • Ситуационно-специфическая установка — навык, который вырабатывается в ответ на определенную ситуацию. Вот мы стоим перед лотком с мороженым и начинаем представлять каждый вкус. В итоге решаем, что привлекает больше: кислинка ягодного щербета, хруст рожка или нежность сливочного пломбира. Круг поиска максимально сужается, мы выбираем один или несколько вариантов, а неопределенность исчезает.

  • Метакогнитивный процесс. На самом деле у всех есть шанс выработать толерантность к неопределенности. Этот навык поможет справиться с тревожностью в новой ситуации и найти оптимальное решение. Не зря придумали пословицу: утро вечера мудренее. Иногда стоит отпустить проблему и вернуться к ней только спустя какое-то время. Или уберите эмоции и отстраненно понаблюдайте, как будут развиваться события без вашего участия. А потом оцените и сделайте выводы. Можно заполнить момент ожидания любыми действиями — эта хитрость успокоит нервы и избавит от опрометчивых поступков. 

«Если столкнулись со стрессом, порелаксируйте, выговоритесь кому-нибудь или обратитесь к психологу, он поможет эмоционально совладать с ситуацией. Эмоциональный интеллект».

В подростковом возрасте активно развивается лимбическая система. Она дает физиологическую базу для эмоционального интеллекта. Навыки в этой области позволяют «договориться» с неопределенностью. Обратите внимание на различные приемы, нацеленные на эмоциональную устойчивость, использование в решении проблем своих чувств и ощущений, гибкость поведения, импровизацию. Учитесь доверять своей интуиции.

Надежный тыл и социальная поддержка

  • Родители, которые выслушают и не осудят.

  • Дом — тихая гавань, где можно быть самим собой, чувствовать себя защищенным и любимым.

  • Друзья — эмоциональная поддержка. Для подростка они становятся второй семьей, с ними он обменивается опытом. Иногда даже принимает решения, руководствуясь «братскими чувствами»: поступает в институт вместе с товарищем или одноклассник вдохновляет его на выбор конкретной профессии.

  • Профориентация. Дайте ребенку возможность адекватно оценить свои способности, помогите отделить свои желания от представлений окружающих. То, что принято в обществе или просто модно, не всегда подходит подростку. В 90-х особой популярностью пользовалась профессия психолога, в вузах было по 20 человек на место. Многие шли на поводу у мейнстрима, а потом понимали, что ошиблись.

«Неопределенность — это свобода выбора. Не оценивайте путь подростка с позиции своего опыта. Вы можете направить его, рассказав свою историю. В доверительной беседе объясните, почему так переживаете. Личный опыт — самый эффективный помощник в становлении человека. Пусть ребенок познает мир на практике и сам делает выводы. Это убережет его от будущих ошибок».

photo
Алёна Ярошевич

пишущий редактор

Теги:Внеурочная деятельность,Профориентация,Психология и педагогика,Среднее общее образование,Статьи,Цифровые инновации,Цифровые инновации в образовании,Цифровые сервисы

Понравился материал? Расскажите другим

Главная

Сервисы

Каталог

Корзина

Профиль