Трудности младшего школьника в овладении письменной речью: как помочь?

И даже если мы, учителя, набираем первоклассников уже в который раз, нам приходится решать повторяющиеся из набора в набор профессиональные задачи.

Не секрет, что с каждым годом в классах увеличивается количество детей с нарушениями речи, осложняющими освоение учебного материала. Наши маленькие ученики пропускают буквы при письме, пишут так, что ничего не разберешь, путают графическое написание одной буквы с другой, медленно и с ошибками читают и т.д.

Далеко не в каждой школе есть специалисты, которые способны помочь таким особенным школьникам, поэтому роль логопеда-дефектолога берет на себя учитель начальных классов. По определенным симптомам можно определить тот спектр вопросов, которые придется разрешать. Кратко остановимся на основных трудностях.

  • При дислексии нарушается способность к овладению чтением и письмом, что проявляется в непонимании прочитанной информации, трудностях при пересказе, большом количестве ошибок при списывании текста, в неразборчивом, трудно читаемом почерке, а также в поведении ребенка (слишком эмоционален, раздражителен).

  • При дисграфии ребенок допускает стойкие повторяющиеся ошибки, не связанные с изучением орфографических правил.

  • При дизорфографии ученик, зная орфографическое правило, не может применить его на письме и пишет безграмотно.

Рассмотрим виды заданий, которые учитель начальных классов может применять на уроках и внеклассных занятиях. Эти упражнения носят коррекционный характер, но в то же время занимательны и интересны, поэтому подойдут для всего класса. Самое главное, чтобы в работу были включены те дети, ради которых все это и организовано.

Русский язык. 1 класс. УчебникРамзаева Тамара Григорьевна
Учебник предназначен для занятий в 1 классе после периода обучения грамоте. Он поможет подготовить учащихся к изучению курса русского языка, который представлен в учебниках для 2,3 и 4 классов. В комплексе с учебником издаются рабочая программа, «Тетрадь для упражнений по русскому языку и речи», справочник «Русский язык. 1-4 классы», методическое пособие, рабочая тетрадь по развитию речи, тесты, поурочные разработки, картинный словарь.

Упражнения для коррекции трудностей чтения и письма

Примеры упражнений 1-7 взяты из учебников Т. Г. Рамзаевой «Русский язык» для 1, 2 и 3 классов.

1. Выделение (подчеркивание) букв в предлагаемых текстах, на которые ребенку нужно обратить внимание при списывании (см. № 8, № 12).

1 класс

2. Замена букв в словах таким образом, чтобы получились новые слова (№ 41, 107).

3. Вставка пропущенных слогов (№ 65, 66, 89).

Русский язык. 2 класс. Учебник в 2-х частях. Часть 1Рамзаева Тамара Григорьевна
В комплексе с учебником издаются: «Тетрадь для упражнений по русскому языку и речи» для учащихся, методическое пособие для учителя и справочник «Русский язык. 1-4 классы». Cоответствует Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования.

4. Письмо по памяти. Подготовкой к выполнению этого упражнения является обязательное орфографическое проговаривание каждого слова (№ 50).

2 класс

6. Составление слова по первым буквам или звукам (№ 45). Ребенок как бы протягивает слово, соединяя буквы (звуки) в единое целое, что позволяет избежать ошибок при его записи.

3 класс

Русский язык. 3 класс. Учебник в 2-х частях. Часть 1Рамзаева Тамара Григорьевна
Учебник соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования.

8. Вычеркивание лишних букв (слогов). Важно, чтобы ребенок сначала прочитал каждую несуразицу, что позволяет развивать артикуляционный аппарат и приучает не бояться прочитывать сложные слова.

Например: шутка (утка), зубр (зуб); салтафетка (салфетка), курлуточка (курточка).

9. Добавление буквы в слово, чтобы получилось новое слово.

Например: д у л о (дупло), т и р (тигр), л а п а (лампа).

10. Поиск «спрятавшихся» слов.

Например: тумбочка (ум, бочка), яблоко (блок, око).

11. Поиск «нот» в словах. Самостоятельный подбор слов с «нотами».

Например: фасоль («фа» + «соль»), помидор («ми» + «до»), ребенок («ре»), консоль («соль»), посиделки («си»).

12. Образование пар слов, отличающихся одной буквой.

Например: в левом столбике записаны слова укол, рак, ряска, в правом — тряска, кол, мрак. Нужно соединить слова парами по заданному критерию.

13. «Исправь ошибки».

Задание: верни буквы на место и прочитай полученные слова.

Например, каван — диша (каша — диван), зонла — шкотик (зонтик — школа).

Можно давать слова на определенную тему («цветы», «птицы», «предметы быта» и т.д.).

14. «Словесная математика».

Например:

Спеть - с = (петь)
Лесоруб - руб + вик = (
лесовик)
Опята + к - о = (
пятак)

15. «Анаграммы».

Анаграмма — это слово, образованное путем перестановки букв исходного слова. И первое, и полученное слово имеют свой смысл.

Например:

насос – сосна, кукла – кулак, пила – липа.

16. «Гласные потерялись».

Задание: верни гласные буквы на место.

Например, буква у — т л п (тулуп), б р н д к (бурундук); буква а — б л к (балка), с к к л к (скакалка), буква о — к ш к (окошко), г р д (огород), буква и — к р п ч (кирпич), ф н ш (финиш).

17. Задания на развитие внимания:

а) рассматривание виммельбуха, поиск заданного объекта.

Виммельбух — детская книга с яркими крупными иллюстрациями, насыщенными множеством деталей, текста в ней нет или его очень мало. Ребенку предлагается рассмотреть иллюстрацию и ответить на вопросы типа «Какого цвета шапочка у дождевого червяка?», «Сколько ведер несут муравьи?», «Кто катается в коньках розового цвета?» и т.п. Чтобы ответить на эти вопросы, ученик должен очень внимательно рассмотреть всю иллюстрацию, а уловить каждую деталь непросто, поэтому концентрация внимания усиливается. Для развития речи можно предложить ребенку самому сформулировать и задать вопрос.

б) вычеркивание повторяющихся букв:

Задание: вычеркни все повторяющиеся гласные и прочитай фамилию известного русского писателя.

А О Ы Ы Б О Е У А Е Н Е И Н

А О Ы Ы Б О Е У А Е Н Е И Н  → БУНИН

Чтобы использование коррекционных упражнений на уроке было эффективным, необходимо создание ситуации успеха, словесное одобрение учителя и поддержка детей, испытывающих трудности при обучении, абсолютное исключение критических замечаний, а также подбор индивидуальных заданий, постепенное усложнение и систематичность использования в учебном процессе. Тогда наши любимые ученики обязательно порадуют нас своими успехами!

photo
Лариса Александровна Шешукова

Учитель начальных классов КОГОБУ Лицея 9 г. Слободского

Теги:Начальное общее образование,Обучение грамоте,Русский язык,Статьи

Понравился материал? Расскажите другим

Главная

Сервисы

Каталог

Корзина

Профиль