
Сорока Мария
Пишущий редактор, блогер
Как заинтересовать учеников в начале изучения курса физики, эффективно использовать ЭФУ на уроке и организовать проектную деятельность?
Методическое описание
(урок № 15 от начала изучения курса физики, УМК А.В. Грачева)
Тема: «Основные закономерности прямолинейного равномерного движения. Решение задач кинематики» (обобщающий урок).
Цели:
Личностная. Формирование навыка проведения мысленного эксперимента. Данный навык — важное личностное достижение, которое помогает ученикам действовать в областях физики и делать умозаключения в тех или иных процессах.
Метапредметная. Осмысление жизненных ситуаций в контексте физических законов; применение информации, полученной на уроке, к ситуациям, описанным в задачах; ознакомление с элементами анализа функциональных зависимостей и их графической интерпретации.
Предметная. Формирование и закрепление знаний по теме «Законы кинематики прямолинейного равномерного движения», применение их в решении графических и текстовых задач.
На занятии использовалась информация, полученная на данном и предыдущем уроках, было проведено знакомство с элементами анализа функциональных зависимостей рассмотренных величин. В частности: зависимость координаты от времени при прямолинейном равномерном движении и зависимость проекции скорости от времени при прямолинейном равномерном движении.
План урока
1. Формулирование темы урока
Обсуждение с учениками ситуационной необходимости рассмотрения закономерностей процессов, причинно-следственных связей и объяснения механических явлений в устройстве окружающего мира.
2. Актуализация знаний
Комбинированный опрос по понятийному аппарату и законам, рассмотренным на предыдущих занятиях.
3. Работа с материалом учебника
Подготовка к следующим этапам урока. В учебнике А.В. Грачева в каждом параграфе представлены разные алгоритмы решения задач. Решения как графические, так и аналитические, расписанные на основе конкретных заданий. Ученики рассматривают алгоритмы, находят ответы на вопросы учителя, выполняют решение задач. В электронных формах учебников школьники могут делать закладки по нужным алгоритмам.
4. Отработка алгоритма решения задач
Еще раз прописывается полное решение задачи, с оформлением. В начале 7 класса типичная ошибка для учеников: пытаться решить физическую задачу как математическую. При повторении шагов алгоритма закрепляется понимание, что в решении физической задачи должно быть записано: «Дано», перевод физической величины в стандартные единицы, «Анализ и решение» с формулами, графическая интерпретация (при необходимости), проверка единиц измерения. Дети учатся анализировать полученный результат, находить ошибки. Как показала практика, в 7 классе ученики находят чужие ошибки быстрее, чем собственные.
5. Работа в группах: составление и решение авторских задач
Основная часть урока, проектная деятельность. Ученики трудятся над проектом «Моя задача по теме...»:
Детям предлагается составить и решить авторские задачи по теме раздела или главы. Часть задач педагог просматривает накануне обобщающего урока.
На обобщающем уроке ученики делятся на группы, в процессе подготовки отбирают наиболее интересные задачи и предлагают их для решения другим группам учащихся. По окончании работы авторы проверяют правильность решения. Часть задач может иметь прикладной характер (предполагается постановка эксперимента с измерением ряда величин, необходимых для решения задачи).
При использовании УМК Грачева задачи составляются и решаются по предлагаемым в учебнике алгоритмам.
Так дети получают возможность работать над задачами, которые касаются их самих, которые интересны им и их сверстникам. В процессе реализуются не только предметные, но и метапредметные, и личностные цели. Пример задачи, составленной во время урока:
Репортер гнался за местной «звездой». Он начал движение от столба, а «звезда» начала движение от остановки. Расстояние между столбом и остановкой было 20 м. Скорость репортера 3 м/с, а скорость «звезды» 2 м/с. Найдите время и место начала фотосессии.
6. Обсуждение результатов и рефлексия
Оценка деятельности обучающихся учителем во время урока (на каждом этапе, с помощью вербальной похвалы).
Оценка деятельности обучающихся одноклассниками в конце урока («Какая задача больше всего понравилась?», «Какую задачу кто решал и правильно ли?», «Много ли было сделано ошибок?», «Насколько это были серьезные ошибки?»; практика показала, что одноклассники оценивают друг друга строже, чем педагог учеников).
Самооценка (в результате каждый ребенок понимает, насколько она сегодня «вырос»).
Оценка работы групп по проекту «Моя задача по кинематике».
Пишущий редактор, блогер
Понравился материал? Расскажите другим