Учебные мини-проекты в курсе физики. «Задачи кинематики», 7 класс

Как заинтересовать учеников в начале изучения курса физики, эффективно использовать ЭФУ на уроке и организовать проектную деятельность?

Методическое описание

(урок № 15 от начала изучения курса физики, УМК А.В. Грачева)

Тема: «Основные закономерности прямолинейного равномерного движения. Решение задач кинематики» (обобщающий урок).

Цели:

  • Личностная. Формирование навыка проведения мысленного эксперимента. Данный навык — важное личностное достижение, которое помогает ученикам действовать в областях физики и делать умозаключения в тех или иных процессах.

  • Метапредметная. Осмысление жизненных ситуаций в контексте физических законов; применение информации, полученной на уроке, к ситуациям, описанным в задачах; ознакомление с элементами анализа функциональных зависимостей и их графической интерпретации.

  • Предметная. Формирование и закрепление знаний по теме «Законы кинематики прямолинейного равномерного движения», применение их в решении графических и текстовых задач.

На занятии использовалась информация, полученная на данном и предыдущем уроках, было проведено знакомство с элементами анализа функциональных зависимостей рассмотренных величин. В частности: зависимость координаты от времени при прямолинейном равномерном движении и зависимость проекции скорости от времени при прямолинейном равномерном движении.

План урока

1. Формулирование темы урока

Обсуждение с учениками ситуационной необходимости рассмотрения закономерностей процессов, причинно-следственных связей и объяснения механических явлений в устройстве окружающего мира.

2. Актуализация знаний

Комбинированный опрос по понятийному аппарату и законам, рассмотренным на предыдущих занятиях.

3. Работа с материалом учебника

Подготовка к следующим этапам урока. В учебнике А.В. Грачева в каждом параграфе представлены разные алгоритмы решения задач. Решения как графические, так и аналитические, расписанные на основе конкретных заданий. Ученики рассматривают алгоритмы, находят ответы на вопросы учителя, выполняют решение задач. В электронных формах учебников школьники могут делать закладки по нужным алгоритмам.

Физика. 7 класс. Рабочая тетрадь № 1Грачёв А.В., Погожев В.А., Боков П.Ю., Вишнякова Е.А.
Рабочие тетради № 1 и 2 вместе с учебником, тетрадью для лабораторных работ, методическим пособием для учителя составляют учебно-методический комплект по физике для 7 класса общеобразовательных организаций. В тетради № 1 представлены задания по темам «Кинематика», «Динамика».

4. Отработка алгоритма решения задач

Еще раз прописывается полное решение задачи, с оформлением. В начале 7 класса типичная ошибка для учеников: пытаться решить физическую задачу как математическую. При повторении шагов алгоритма закрепляется понимание, что в решении физической задачи должно быть записано: «Дано», перевод физической величины в стандартные единицы, «Анализ и решение» с формулами, графическая интерпретация (при необходимости), проверка единиц измерения. Дети учатся анализировать полученный результат, находить ошибки. Как показала практика, в 7 классе ученики находят чужие ошибки быстрее, чем собственные.

5. Работа в группах: составление и решение авторских задач

Основная часть урока, проектная деятельность. Ученики трудятся над проектом «Моя задача по теме...»:

  • Детям предлагается составить и решить авторские задачи по теме раздела или главы. Часть задач педагог просматривает накануне обобщающего урока.

  • На обобщающем уроке ученики делятся на группы, в процессе подготовки отбирают наиболее интересные задачи и предлагают их для решения другим группам учащихся. По окончании работы авторы проверяют правильность решения. Часть задач может иметь прикладной характер (предполагается постановка эксперимента с измерением ряда величин, необходимых для решения задачи).

  • При использовании УМК Грачева задачи составляются и решаются по предлагаемым в учебнике алгоритмам.

Так дети получают возможность работать над задачами, которые касаются их самих, которые интересны им и их сверстникам. В процессе реализуются не только предметные, но и метапредметные, и личностные цели. Пример задачи, составленной во время урока:

Репортер гнался за местной «звездой». Он начал движение от столба, а «звезда» начала движение от остановки. Расстояние между столбом и остановкой было 20 м. Скорость репортера 3 м/с, а скорость «звезды» 2 м/с. Найдите время и место начала фотосессии.

6. Обсуждение результатов и рефлексия

  • Оценка деятельности обучающихся учителем во время урока (на каждом этапе, с помощью вербальной похвалы).

  • Оценка деятельности обучающихся одноклассниками в конце урока («Какая задача больше всего понравилась?», «Какую задачу кто решал и правильно ли?», «Много ли было сделано ошибок?», «Насколько это были серьезные ошибки?»; практика показала, что одноклассники оценивают друг друга строже, чем педагог учеников).

  • Самооценка (в результате каждый ребенок понимает, насколько она сегодня «вырос»).

  • Оценка работы групп по проекту «Моя задача по кинематике».

фон подписки

Новости, мероприятия, идеи — две разные рассылки для тех, кто учит и воспитывает.

Нажимая кнопку «Подписаться» вы даете согласие на обработку персональных данных и получение рассылок в соответствии с условиями.

photo
Сорока Мария

Пишущий редактор, блогер

Теги:Основное общее образование,Физика

Понравился материал? Расскажите другим

Главная

Сервисы

Каталог

Корзина

Профиль