Учимся думать: анализируем, сравниваем, обобщаем, классифицируем

Рассмотрим познавательные УУД и примеры заданий для развития мышления.

Анализ

Анализ — мыслительная операция, которая состоит в разделении сложного объекта на составляющие его части, выделении в нем разных сторон, элементов, свойств, отношений.

Алгоритм:

  1. Разделяю объект на составные части, называю эти элементы.

  2. Устанавливаю и характеризую особенности каждого элемента.

  3. Устанавливаю причинно-следственные связи между объектами.

  4. Формулирую вывод.

Пример

Задание по окружающему миру из курса 3 класса. Перед изучением темы «Млекопитающие» представляем изображения разных водных обитателей, в том числе дельфина с детенышем. Вопросы для анализа, подводящие к новой теме:

1. Назовите каждое животное.

2. Какая общая особенность?

3. Чем отличается дельфин от всех? (Ученик называет: «внешний вид», «питание»)

4. Какая деталь рисунка может нам подсказать другое предположение? (Ученик указывает: «детеныш») Почему он должен быть все время рядом?

5. Как называются животные, у которых рождаются живые детеныши и которых мать кормит молоком?

Сравнение

Сравнение — сопоставление предметов и явлений, выявление их сходств и различий.

Алгоритм:

  1. Называю сравниваемые объекты.

  2. Устанавливаю основания (признаки) для сравнения.

  3. Сопоставляю характеристики объектов.

  4. Формулирую вывод о результатах сравнения.

Пример

Задание по математике из курса 2 класса.

Сравните две задачи:

Задача 1. В классе «А» 6 девочек и 3 мальчика. На сколько больше в этом классе девочек, чем мальчиков?

Задача 2. В классе «Б» 6 девочек и 3 мальчика. Во сколько раз больше в этом классе девочек, чем мальчиков?

Выделяем математические объекты — то есть сравниваем такие элементы как условие, вопрос. В начале сопоставляем характеристики объектов и выясняем, что условия одинаковы, а вопросы отличаются. Далее делаем вывод о результатах сравнения.

Учимся думать. Что это такое? Рабочая тетрадь.Салмина Н.Г., Цукарзи А.Э.
Это первое из четырех пособий комплекта «Учимся думать» для дошкольников, предназначенного для подготовки детей к усвоению учебных предметов, в первую очередь математики. Работа по пособиям формирует у детей базовые знания, к которым относятся начальные логические знания, умение оперировать знаками и символами и простейшие математические умения. Цель заданий данного пособия — объяснить принципы создания и использования знаков, научить ребенка выделять признаки объектов и обозначать их знаками.

Обобщение

Обобщение — мысленное объединение предметов и явлений по общему для всех признаку. Оно позволяет установить существенный признак предметов, что является основой для их классификации и основой для формулирования вывода.

Алгоритм:

  1. Оцениваю все наблюдаемые признаки объектов.

  2. Отвлекаюсь от случайных, не существенных признаков.

  3. Выделяю существенные и устойчивые свойства.

  4. Представляю в речевом суждении установленные существенные свойства.

Пример

Задание по русскому языку из курса 3 класса.

Найдите и выпишите из каждой группы лишнее слово:

Температура: теплый, жаркий, овальный, прохладный, горячий.

Вкус: горький, соленый, кривой, вкусный, кислый.

Качества характера человека: скромный, верный, искренний, квадратный, чуткий.

Признак-оценка предмета: забавный, круглый, приятный, великолепный, красивый.

Должна получиться новая группа имен прилагательных, объединенных общим значением. По алгоритму выделяем слова «овальный», «кривой», «квадратный», «круглый». Все это формы предметов.

Окружающий мир. 3 класс. Рабочая тетрадь № 2.Виноградова Наталья Федоровна
Рабочая тетрадь входит в систему учебников «Начальная школа XXI века» и предназначена для индивидуальной работы учащихся 3 класса в процессе изучения предмета «Окружающий мир». В тетради представлены задания, систематизирующие знания учащихся, развивающие их логическое мышление, воображение, связную речь. Задания дают возможность осуществлять дифференцированное обучение. Соответствует федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования (2009 г.).

Классификация

Классификация — действие по отнесению конкретного предмета к определенной группе по заданному признаку, установление связей между объектами с целью их группировки по существенному признаку. Для проведения классификации ученику нужно владеть такими мыслительными операциями как анализ, синтез, сравнение и обобщение.

Алгоритм:

  1. Выбираю возможные основания (признаки) для группировки.

  2. Выделяю из отобранных признаков главный для всех объектов.

  3. Распределяю все объекты на группы по выделенному существенному признаку.

  4. Называю каждую группу.

Пример

Задание из тетради «Учимся думать» подготовительного курса. По горизонтали представлены предметы растительного мира. По вертикали — зеленые объекты. Нужно выбрать и наклеить картинку, которая подходит обоим рядам.

  1. Производим классификацию по двум и более признакам:

  2. Рассматриваем предложенные картинки.

  3. Устанавливаем признак на основании которого была проведена группировка.

  4. Определяем признаки неизвестного объекта.

  5. Проверяем каждый предложенный объект на наличие признаков.

  6. Находим нужный объект. (Ель)

  7. Делаем вывод.

Обучение универсальным учебным действиям — это не просто следование требованиям, вынесенным на контроль, но важный вклад в развитие ребенка.

Математика. 4 кл. Рабочая тетрадь № 1Рудницкая Виктория Наумовна
Тетрадь содержит задачи и упражнения тренировочного характера, служащие для закрепления нового, повторения ранее изученного материала, и задания развивающего характера. Тетрадь используется в комплекте с учебником «Математика. 4 класс» (авт. В.Н. Рудницкая, Т.В. Юдачева). Соответствует федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования (2009 г.).

photo
Сорока Мария

Пишущий редактор, блогер

Теги:Психология и педагогика

Понравился материал? Расскажите другим

Главная

Сервисы

Каталог

Корзина

Профиль