Анализ
Анализ — мыслительная операция, которая состоит в разделении сложного объекта на составляющие его части, выделении в нем разных сторон, элементов, свойств, отношений.
Алгоритм:
Разделяю объект на составные части, называю эти элементы.
Устанавливаю и характеризую особенности каждого элемента.
Устанавливаю причинно-следственные связи между объектами.
Формулирую вывод.
Пример
Задание по окружающему миру из курса 3 класса. Перед изучением темы «Млекопитающие» представляем изображения разных водных обитателей, в том числе дельфина с детенышем. Вопросы для анализа, подводящие к новой теме:
1. Назовите каждое животное.
2. Какая общая особенность?
3. Чем отличается дельфин от всех? (Ученик называет: «внешний вид», «питание»)
4. Какая деталь рисунка может нам подсказать другое предположение? (Ученик указывает: «детеныш») Почему он должен быть все время рядом?
5. Как называются животные, у которых рождаются живые детеныши и которых мать кормит молоком?
Сравнение
Сравнение — сопоставление предметов и явлений, выявление их сходств и различий.
Алгоритм:
Называю сравниваемые объекты.
Устанавливаю основания (признаки) для сравнения.
Сопоставляю характеристики объектов.
Формулирую вывод о результатах сравнения.
Пример
Задание по математике из курса 2 класса.
Сравните две задачи:
Задача 1. В классе «А» 6 девочек и 3 мальчика. На сколько больше в этом классе девочек, чем мальчиков?
Задача 2. В классе «Б» 6 девочек и 3 мальчика. Во сколько раз больше в этом классе девочек, чем мальчиков?
Выделяем математические объекты — то есть сравниваем такие элементы как условие, вопрос. В начале сопоставляем характеристики объектов и выясняем, что условия одинаковы, а вопросы отличаются. Далее делаем вывод о результатах сравнения.