
Сорока Мария
Пишущий редактор, блогер
Рассмотрим подробнее, с примерами, виды таблиц, задания и как выстроено постепенное освоение важного метапредметного умения на уроках математики.
Информационные таблицы содержат данные, которые ученику нужно использовать при выполнении задания. Могут быть указаны площади стран, сведения из биологии, другие показатели. Дети получают задания: «найди информацию», «классифицируй», «расположи по уменьшению» (и возрастанию), «сделай вычисления», «составь вопросы по таблице» и др. Вычисления производятся отдельно.
1 класс
(Из проверочных работ. Задание «со звездочкой»)
На даче собрали урожай ягод. Их количество записали в таблицу
Укажите верные утверждения, составленные по таблице.
Крыжовника больше, чем малины.
Черники меньше, чем крыжовника.
Малины столько же, сколько черники.
Крыжовника больше, чем черники, но меньше, чем клубники.
2 класс
(Из проверочных работ)
В таблице указано расписание движения поездов
Направление |
Номер поезда |
Время отправления |
Москва — Сочи |
083С |
20 ч 10 мин |
Москва — Уфа |
116Й |
12 ч 26 мин |
Москва — Анапа |
109В |
23 ч |
Запиши ответ на вопросы.
Какой номер поезда Москва — Анапа?
В какое время отправляется поезд Москва — Сочи?
В какой город поезд отправляется раньше всех?
3 класс
«Моя телефонная книга»
Составь свою телефонную книгу. Расположи абонентов в алфавитном порядке. Какие телефоны экстренных служб обязательно должны быть занесены в книгу?
№ |
Список абонентов |
Телефон |
|
|
|
4 класс
Ответьте на вопросы по таблице, в которой записана длина корней некоторых растений.
Пшеница |
Фасоль |
Горох |
Лен |
Рожь |
150 см |
70 см |
90 см |
80 см |
130 см |
Справочные таблицы в первом классе показывают числа в пределах 20 с разных точек зрения. И далее, они помогают познакомить учеников с названиями чисел, видами вычислений, разрядами чисел, единицами измерения.
1 класс
Назови состав числа 5 по рисунку. Заполни домик.
Найди значение выражений, пользуясь составом числа 5.
4 + 1 |
3 + 2 |
5 – 1 |
5 – 2 |
2 + 3 |
5 – 3 |
1 + 4 |
5 – 4 |
2 класс
Рассмотри таблицу чисел от 1 до 100. Назови числа, которые ты знаешь. По какому правилу составлена таблица? Какие числа пропущены?
Сколько двузначных чисел начинаются с цифры 7? Назови их.
Сколько в таблице круглых чисел? Назови их.
Сколько однозначных чисел? Назови их.
Сколько двузначных чисел оканчивается цифрой 2? Назови их.
3 класс
Найди значения выражений и запиши их римскими цифрами.
L – X | CCC + D |
LX – XX |
D + C | XL + X |
DC – CD |
XXX – V | CD – C |
Арабская нумерация |
1 |
5 |
10 |
50 |
100 |
500 |
Римская нумерация |
I |
V |
X |
L |
C |
D |
4 класс
Выполни задание по таблице.
Таблица разрядов и классов
Класс миллионов |
Класс тысяч |
Класс единиц | ||||||
Сот. |
Дес. |
Ед. |
Сот. |
Дес. |
Ед. |
Сот. |
Дес. |
Ед. |
0 |
0 |
0 |
4 |
6 |
5 |
9 |
0 |
7 |
3 |
2 |
8 |
0 |
0 |
0 |
6 |
5 |
0 |
1 |
7 |
9 |
4 |
5 |
6 |
2 |
0 |
3 |
Сколько классов в таблице? Сколько разрядов?
Назови разряды каждого класса.
Какие цифры записаны в разряде десятков миллионов?
Какие цифры записаны в разряде: единиц, единиц тысяч, единиц миллионов?
В каких разрядах записана цифра 3?
Назови старший разряд каждого числа.
Прочитай второе число. Какой класс не назван?
Логические таблицы ставят перед учениками логические задачи: проанализировать данные, найти закономерности. Например: «дополни таблицу нужными элементами» (фигурами/числами), «продолжи запись», «сопоставь числа и формулы», «вставь подходящее число из предложенных и сделай вычисление» и т.д.
1 класс
Кто быстрее (ты или твой сосед по парте) нарисует фигуру, которую нужно поставить на свободное девятое место?
3 класс
Какие числа пропущены в таблице, если r — радиус окружности, а d — диаметр этой же окружности?
r |
24 м |
|
125 мм |
|
d |
|
24 дм |
|
125 см |
4 класс
Какие высказывания о таблице верные?
10 |
12 |
74 |
48 |
300 |
303 |
330 |
333 |
900 |
927 |
956 |
903 |
В первом столбце записаны круглые числа.
В первой строке записаны четные двузначные числа.
В третьей строке записаны трехзначные числа, которые содержат 9 десятков.
В четвертом столбце записаны числа, которые делятся на 3 без остатка.
Сумма чисел в первой строке равна 144.
Вычислительные таблицы являются формой вычислительного задания, то есть ученики производят вычисления непосредственно в таблице. Так школьники повторяют компоненты действий и составы чисел, работают с множителями, делимыми, разностями, остатками и т.д.
1 класс
Какие числа пропущены?
Уменьшаемое |
8 |
|
6 |
8 |
|
7 |
Вычитаемое |
|
3 |
4 |
|
4 |
|
Разность |
1 |
4 |
|
6 |
4 |
1 |
2 класс
Назовите числа, которые пропущены в каждой таблице.
Множитель |
2 |
|
2 |
8 |
Множитель |
9 |
2 |
3 |
|
Произведение |
18 |
10 |
|
16 |
Делимое |
12 |
8 |
18 |
|
Делитель |
6 |
|
9 |
2 |
Частное |
|
4 |
|
7 |
Закончи предложения.
Если произведение двух чисел разделить на один из множителей, то получится ... .
Если делитель умножить на частное, то получится ... .
Если делимое разделить на частное, то получится ... .
Если делимое разделить на делитель, то получится ... .
3 класс
Какие числа пропущены в таблице?
Делимое |
19 |
61 |
52 |
|
90 |
236 |
629 |
Делитель |
2 |
13 |
|
8 |
|
10 |
100 |
Частное |
9 |
|
3 |
100 |
3 |
|
6 |
Остаток |
|
9 |
10 |
13 |
12 |
6 |
|
Вычисли устно и расшифруй название науки. Что она изучает?
Таблицы для решения задач подобны вычислительным таблицам, однако используются в заданиях с текстовыми задачами, сопровождаются иллюстрациями, схемами. Такие таблицы часто предусматривают работу с формулами и с пропорциями.
1 класс
Составь задачу и реши ее.
2 класс
На пошив спального мешка требуется 4 м ткани. Сколько метров ткани потребуется для 7 спальных мешков? Составь две обратные задачи, используя таблицу.
Расход ткани на 1 мешок |
Число мешков |
Расход ткани на все мешки |
|
|
|
3 класс
За 5 ластиков Оля заплатила 30 р., а Марина за такие же ластики заплатила 54 р. Сколько ластиков купила Марина?
|
Цена (а) |
Количество (n) |
Стоимость (c) |
О. |
Одинаковая |
5 шт. |
30 р. |
М. |
? шт. |
54 р. |
План решения.
Найти цену ластика.
Найти количество ластиков, купленных Мариной.
4 класс
Реши задачу, используя таблицу или схему. Машина в первый день за 8 ч проехала 464 км. Во второй день она была в пути 6 часов и двигалась с той же скоростью. Сколько всего километров проехала машина за два дня?
|
V |
t |
S |
I |
Одинаковая |
8 ч |
464 км |
II |
6 ч |
? км | |
I + II |
(8 + 6) ч |
? км |
Проверяемые умения в соответствии с ФГОС:
Умение работать с таблицами, схемами, графиками диаграммами, анализировать и интерпретировать данные.
Сравнивать и обобщать информацию, представленную в строках и столбцах несложных таблиц и диаграмм.
Задание:
В спортивных соревнованиях по нескольким видам спорта приняли участие 4 команды. Количество медалей, полученных командами, представлено в таблице. Используя эти данные, ответь на вопросы.
Команда |
Золотые |
Серебряные |
Бронзовые |
«Сириус» |
7 |
8 |
3 |
«Орион» |
6 |
4 |
5 |
«Заря» |
4 |
6 |
7 |
«Весна» |
3 |
2 |
5 |
1) Сколько серебряных медалей завоевала команда «Сириус»? 2) Какая команда заняла 3-е место по сумме всех медалей?
Решение: 1) 7 + 8 + 3 = 18 (м.) — «Сириус»; 2) 6 + 4 + 5 = 15 (м.) — «Орион»; 3) 4 + 6 + 7 = 17 (м.) — «Заря»; 4) 3 + 2 + 5 = 10 (м.) — «Весна».
Ответ: 1) 8; 2) Орион.
Вы можете апробировать учебники «Математика» авторства Г. К. Муравина и О. В. Муравиной.
Пишущий редактор, блогер
Понравился материал? Расскажите другим