Уроки литературы с профессором Борисом Ланиным: Василий Шукшин

Представляем цикл лекций Бориса Ланина, доктор филологических наук, профессора, автора учебников по литературе для 5-11 классов.

Василий Шукшин

В.М. Шукшин родился 25 июля 1929 года в селе Сростки Сибирского края.  Отец его, Макар Леонтьевич Шукшин, был арестован и расстрелян во время коллективизации. Мать, Мария Сергеевна взяла на себя все заботы о семье. В 1954 году Шукшин отправился в Москву поступать во ВГИК. Во время учёбы во ВГИКе автор начал рассылать свои рассказы в столичные издания.

Первый сборник рассказов писателя — «Сельские жители» — вышел в 1963 году, за ним последовали «Там вдали», «Земляки», «Характеры». В его рассказах раскрывается трагедия оскудения душевности, людской разобщённости. Отрыв от земли, родного дома, болезненные попытки приспособиться в чуждой городской цивилизации, разрыв семейно-родственных связей, одиночество стариков — вот проблемы, что, по мысли писателя, наиболее точно характеризуют современную ему общественную и этическую ситуацию.

Ситуации, нарисованные автором, обыденны, нередко комичны. Чаще всего это бытовые и семейные истории, но за легко узнаваемыми сюжетами скрываются «острейшие схлёсты и конфликты», подмеченные Шукшиным. Их истоки — в продолжающемся разрушении особого крестьянского мира с его традиционными обычаями и представлениями, в массовом исходе из деревни. Отрыв от земли, родного дома, болезненные попытки приспособиться в чуждой городской цивилизации, разрыв семейно-родственных связей, одиночество стариков... Мы видим, что писателя интересуют нравственные последствия социальных явлений современной ему действительности.

Мучительно смятение шукшинских героев, однако оно даёт толчок к раздумьям, осознанию своего места на земле. «...Я говорю: душа болит? Хорошо. Хорошо! Ты хоть зашевелился, ядрёна мать! А то бы тебя с печки не стащить с равнодушием-то душевным», — произносит один из героев рассказа «Верую!». Шукшин-рассказчик ориентируется на нестёртую устную речь персонажей, доверяя им самим формулировать собственные мысли о жизни.

Русский язык и литература. Литература. Базовый и углубленный уровень. 11 класс. Учебник.Ланин Б.А., Устинова Л.Ю., Шамчикова В.М.; под ред. Ланина Б.А.
Учебник знакомит учащихся с избранными произведениями русской и зарубежной литературы XX-XXI веков в теоретических и критических статьях; способствует нравственному и мировоззренческому развитию личности;показывает возможности использования Интернета в решении коммуникативных, творческих и научных задач.

Шукшин сполна испытал на себе столкновение деревенского и городского, идеального и реального, жизни приземленной и души простой, но стремящейся к возвышенному.

Партия в 30-е годы выдвинула лозунг «смы́чки города и деревни». Однако он никак не воплощался в реальности. После смерти Сталина возникла ситуация, когда можно было задуматься над поисками нравственной основы современной писателям жизни — не лозунгов, а именно жизни. Именно нравственные потери казались наиболее тяжёлыми. Хранительницей народных нравственных ценностей некоторые видные писатели считали русскую деревню с её общиной, «ладом». В.Г. Распутин, В.М. Шукшин, Ф.А. Абрамов, В.И. Белов, Б.А. Можаев и другие писатели, объединившиеся вокруг журнала «Наш современник», и были представителями «деревенской прозы», «неославянофилами» — при всех различиях между ними. 

Деревенская проза как художественная тенденция литературы 60—70-х годов нашла своё отражение в творчестве Василия Макаровича Шукшина (1929—1974). Его писательское дарование с наибольшей силой воплотилось в рассказах, составивших несколько сборников: «Сельские жители», «Там, вдали», «Земляки», «Характеры», «Беседы при ясной луне». Шукшин создал целую галерею деревенских людей — шофёров, трактористов, бригадиров, счетоводов, председателей колхозов и рядовых крестьян. Его герои живут духовной жизнью: они не любят бессмысленного существования, напряжённо размышляют о жизни, страдают, решают сложные вопросы, умеют удивляться и удивлять. «Мне интереснее всего, — признавался писатель, — исследовать характер человека-недогматика, человека, не посаженного на науку поведения. Такой человек импульсивен, поддаётся порывам, а следовательно, крайне естествен. Но у него всегда разумная душа».

Зачастую в рассказах Шукшина сталкиваются «городское» и «деревенское», что помогает писателю не только обнажить социальные противоречия, но и острее показать жизнь человека в извечном конфликте мечты и реальности. Писатель избегает подробных портретных описаний, ограничиваясь лишь двумя-тремя штрихами; практически не рассказывает он о прошлом своих героев. В основе рассказов Шукшина всегда лежит какой-либо случай, который даёт возможность герою предельно отчётливо проявить свой характер, обозначить свою нравственную позицию.

«Жена называла его — «Чудик». Иногда ласково. Чудик обладал одной особенностью: с ним постоянно что-нибудь случалось». Так начинается рассказ «Чудик» о сельском киномеханике Василии Егорыче Князеве.

В основе рассказа две небольшие сценки: в городском магазине и на Урале, куда он едет, чтобы навестить брата. Увидев в магазине оброненную кем-то пятидесятирублёвую бумажку, Василий Егорыч обратился к людям, стоящим в очереди: «Хорошо живёте, граждане!.. У нас, например, такими бумажками не швыряются». Позднее оказалось, что «бумажка-то» была его, но зайти за нею в магазин он постыдился. Странность, чудаковатость героя обнаруживаются и в доме брата. Пытаясь сделать снохе «приятное», он разукрасил детскую коляску. «По верху колясочки Чудик пустил журавликов — стайку уголком, по низу — цветочки разные, травку-муравку, пару петушков, цыпляток...» Впечатлительный и ранимый, по-своему чувствующий красоту, Чудик грубо изгоняется снохой и возвращается в родную деревню. Рассказ контрастно завершается картиной простора, характерного для повествовательной манеры Шукшина. В этом просторе герой вновь обретает душевное спокойствие. «Домой Чудик приехал, когда шёл рясный парной дождик. Чудик вышел из автобуса, снял новые ботинки и побежал по тёплой мокрой земле — в одной руке чемодан, в другой ботинки. Подпрыгивал и пел громко: «Тополя-а-а...» С одного края небо уже очистилось, голубело, и близко где-то было солнышко. И дождик редел, шлёпал крупными каплями в лужи; в них вздувались и лопались пузыри. В одном месте Чудик поскользнулся, чуть не упал».

Русский язык и литература. Литература. Базовый уровень. 11 классКурдюмова Т.Ф., Колокольцев Е.Н., Марьина О.Б. и др.; под ред. Курдюмовой Т.Ф.


Учебник охватывает период русской литературы с конца XIX до начала XXI столетия.

Слово чудик, пущенное в обиход Шукшиным, во многом определило тональность его прозы. «Чудики», «странные люди», которые сохранили в себе непосредственность восприятия жизни, предстают в рассказах писателя смешными и забавными, мечтательными, а порою их судьба складывается драматически. Трогателен столяр Андрей Ерин, втайне от жены купивший микроскоп, чтобы избавить человечество от микробов («Микроскоп»). Потерял покой Роман Звягин от сознания того, что гоголевская Русь-тройка везёт «шулера» Чичикова («Забуксовал»). Единоличную, «бесконвойную» жизнь ведёт по субботам, когда в душу вселяется «крупность, цельность, ясность» («в субботу только баня»), пастух Костя Валиков («Алёша Бесконвойный»). Сергей Духанин, герой рассказа «Сапожки», покупает жене модные и очень дорогие сапоги, которые вовсе не нужны в деревенской жизни, но эта «городская» вещь всё же куплена не зря — самим фактом своего приобретения она укрепляет отношения героев.

В своих рассказах Шукшин глубоко проник в тайники человеческой жизни, избрав при этом свой путь: он не описывал душевные переживания героев, а предпочитал показывать их в живых действиях и поступках. Писатель искренне сочувствует своим героям и стремится пробудить интерес к ним читателей: «Нам бы немножко добрее быть... Мы один раз, уж так получилось, живём на земле».

«Будь человеком!» — призывает своим творчеством В. Шукшин. «Не пропустил он момент, когда народу захотелось сокровенного, — говорил о Шукшине М. Шолохов. — И он рассказал о простом, негероическом, близком каждому так же просто, негромким голосом, очень доверительно...»

«Если вдуматься, Шукшинские «чудики» — это герои Зощенко, опаленные войной, у которых теперь есть замечательный опыт защиты отечества, у которых теперь есть опыт жизни при советской власти. Они уже начали обзаводиться личной жизнью, они пытаются стать личностями, они пытаются подняться над суетой. Вот это отличает героев Шукшина от героев Зощенко. Они очень пытаются, но попытки их — трагикомические. Отсюда и неповторимый стиль самого Шукшина. Его век был отмерен — 45 лет, но наследие Шукшина остается памятником советскому человеку, психологии советской эпохи. Остается памятником всем людям, которые стремятся подняться над самими собой. Читайте Шукшина!»

Источники: 

  1. Литература, 11 класс (часть 2) Под ред. В.В. Агеносова 

  2. Литература, 11 класс (часть 2) Под ред. Т.Ф. Курдюмовой

  3. Литература. 11 класс. Учебник  (УМК под ред. Б. А. Ланина. Литература 10-11)

Теги:Литература,Среднее общее образование,Статьи

Понравился материал? Расскажите другим

Главная

Сервисы

Каталог

Корзина

Профиль