Узнай себя: как эмоциональный интеллект поможет в профориентации

Выбор профессии начинается с создания образа будущего. Прежде чем решить, кем будешь работать, нужно понять, как и с кем ты предпочитаешь общаться.

Профессиональные типы Джона Холланда

Эмоциональный интеллект объединяет понятия, без которых нельзя обойтись, живя в социуме: навыки публичных выступлений и убеждения, эмоциональная поддержка, эмпатия, лидерство, умение работать в команде, проницательность, управление конфликтами, понимание других.

Все люди разные, у каждого свои интересы, мотивация и установки. Когда подросток начинает задумываться, кем хочет стать, важно не только рассказать ему о профессиях, но и задать правильные вопросы относительно его склонностей и желаний.

Американский психолог Джон Холланд разработал эффективный тест, в основу которого легла его теория профессиональных предпочтений. В ней профессору удалось связать теорию личности человека с теорией выбора профессии.

Ученый выделил 6 профессиональных типов:

  1. Реалистический — кулинар, инженер, автослесарь, стоматолог, механик, ветеринар, программист. Эти люди прекрасно себя чувствуют в предметной области. Они легко принимают решения, разбираются в технике, интересуются научными открытиями.

  2. Исследовательский — юрист, диетолог, биолог, фармацевт, химик, финансовый аналитик. Такие специалисты склонны к самообучению. Они живут в мире идей, с удовольствием исследуют мир, наблюдая за людьми и процессами. Предпочитают работать в аналитических центрах, НИИ, маркетинговых компаниях.

  3. Художественный — актер, музыкант, экскурсовод, дизайнер, копирайтер. Это творческие, эмоциональные и чувствительные люди, склонны прислушиваться к интуиции. Они любят находиться в центре внимания, ищут публичности и обладают богатым воображением.

  4. Конвенциональный — бухгалтер, библиотекарь, архивариус, редактор, статистик. Предпочитают работать со знаковыми системами, поэтому их профессии связаны с расчетами и документацией. Работники такого типа чтят традиции, соблюдают общепринятые правила и нормы. Они сосредоточены на выполнении конкретных задач, усидчивы и исполнительны, но зачастую замкнуты и необщительны.

  5. Социальный — врач, педагог, психолог, консультант, социальный работник, менеджер по продажам. Стремятся к общественной деятельности, любят делиться знаниями и опытом, обладают даром убеждения. Такие специалисты ориентированы на общение, легко налаживают контакты, умеют договариваться и работать в команде.

  6. Предпринимательский — адвокат, риелтор, бизнесмен, дипломат, политик, брокер, журналист. Люди этих профессий — хорошие ораторы. Они ведут за собой, заражая других своими идеями и энтузиазмом. Ценят репутацию, деньги, им важен статус. Специалисты такого типа вовлечены в сферы бизнеса, политики, журналистики, адвокатуры.

Эмоциональный интеллект. Модель Гоулмана

Именно эмоциональный интеллект помогал людям выживать в доисторические времена. Чтобы не стать жертвой, человеку приходилось уметь уживаться с соплеменниками, распознавать свои и чужие чувства, управлять ими даже в опасных ситуациях, а также понимать, что им движет. Еще в XIX веке Чарльз Дарвин выявил связь между контролем эмоций и самосохранением. Эти мысли отражены в его третьей работе по эволюционной теории «Выражение эмоций у человека и животных».

Сейчас смешанная модель Дэниела Гоулмана — одна из самых популярных. Научный журналист объединил когнитивные способности с характеристиками личности. В любой профессии требуются компоненты эмоционального интеллекта, поэтому его необходимо развивать.

Базой стала модель Майера-Саловея-Карузо. Психологи выделили 4 составляющие эмоционального интеллекта:

  • Восприятие и оценка эмоций по мимике, жестам, голосу и походке.

  • Эмоции как стимуляция умственной деятельности. Когда человек осознает, какую эмоцию испытывает, он может использовать ее для развития мышления и креативности. При этом решение задач становится более эффективным. Но в большинстве случаев эмоции превращаются в фактор мотивации неосознанно.

  • Понимание эмоций. Способность воспринимать эмоцию с позиции информации, которую она несет. Если страшно, ты выбираешь одно из трех действий: бежать, атаковать или застыть на месте. Нужно уметь распознавать чувства свои и оппонента, предугадывать, во что может перерасти та или иная эмоция.

  • Управление эмоциями. Чтобы научиться владеть собой, важно прийти в состояние осознанности: понять, какая эмоция доминирует, сможешь ли ты с ней совладать. Такой контроль может помочь в достижении целей, если способ поведения будет выбран правильно.

  • Гоулман добавил к выделенным компонентам еще несколько, сделав акцент на воле к победе, здоровой самооценке, социальных навыках и энтузиазме. Так была создана смешанная модель:

  • Самосознание — грамотная самооценка (понимание своих способностей и преимуществ), уверенность в себе, анализ эмоций и использование шестого чувства.

  • Саморегуляция — оптимизм, стремление к победе, честность, владение эмоциями.

  • Мотивация.

  • Эмпатия — умение сопереживать. Принимая решения, не забывать о чувствах других.

  • Социальные навыки — умение подталкивать людей в нужном направлении, работать в команде и разрешать конфликты.

Вопросы, которые нужно задать при выборе профессии

  • Что я люблю делать, а что мне категорически не нравится?

  • Что я умею, какие профессии соответствуют моим навыкам и желаниям? Чему я смогу научиться?

  • Какие профессии востребованы в настоящем? Какие профессии будут востребованы в будущем?

  • Какие вопросы в области профориентации мне пока не ясны? Где я могу найти ответы? Кто и как мне может помочь?

  • Где учат той профессии, которую я выбрал? Куда я смогу поступить? Какие есть риски?

  • Как выбрать из нескольких профессий?

Важно ответить на них, опираясь на аспекты эмоционального интеллекта. Так ребенку будет проще понять, чего он хочет, какие цели преследует, и трезво оценить свои сильные и слабые стороны.

Один за всех, и все за одного! Социальный интеллект

Самыми востребованными стали гибкие навыки. Без умения работать в команде и прислушиваться к мнению других карьеру не построить. Эмоциональный интеллект уже давно превратился в социальный.

К 8 классу детей следует подготовить к карьерной осознанности: когда школьник рационально и эмоционально понимает, чего хочет от жизни. Основную роль в становлении играет, конечно, семья.

Видение ребенка часто расходится с мнением родителей, и чтобы не допустить конфликта, нужно подключать родных к профориентационным мероприятиям. Можно организовать встречу со студентами или молодыми специалистами. Во время живой беседы ребята обменяются опытом, идеями и смогут конкретнее сформулировать планы на будущее.

Развитие эмоционального и социального интеллекта напрямую связано с возможностью принимать решения. В работе всегда приходится общаться с коллегами и начальством. Прийти к ожидаемому результату поможет умение не только прислушиваться к другим, но и отстаивать свою точку зрения. А для этого важно грамотно оценивать ситуацию, просчитывать возможные пути решения проблемы. «Могу» должно совпадать с «хочу»!

photo
Макарчук Анна Владимировна

Кандидат психологических наук, руководитель группы разработчиков УМК, руководитель Центра толерантности Еврейского музея, Москва

Анастасия Михеева

заместитель директора по сопровождению образовательного процесса, руководитель Карьерного центра гимназии Skolkovo

photo
Алёна Ярошевич

пишущий редактор

Теги:Видео,Профориентация,Психология и педагогика,Статьи

Понравился материал? Расскажите другим

Главная

Сервисы

Каталог

Корзина

Профиль