
Макарчук Анна Владимировна
Кандидат психологических наук, руководитель группы разработчиков УМК, руководитель Центра толерантности Еврейского музея, Москва
Выбор профессии начинается с создания образа будущего. Прежде чем решить, кем будешь работать, нужно понять, как и с кем ты предпочитаешь общаться.
Эмоциональный интеллект объединяет понятия, без которых нельзя обойтись, живя в социуме: навыки публичных выступлений и убеждения, эмоциональная поддержка, эмпатия, лидерство, умение работать в команде, проницательность, управление конфликтами, понимание других.
Все люди разные, у каждого свои интересы, мотивация и установки. Когда подросток начинает задумываться, кем хочет стать, важно не только рассказать ему о профессиях, но и задать правильные вопросы относительно его склонностей и желаний.
Американский психолог Джон Холланд разработал эффективный тест, в основу которого легла его теория профессиональных предпочтений. В ней профессору удалось связать теорию личности человека с теорией выбора профессии.
Ученый выделил 6 профессиональных типов:
Реалистический — кулинар, инженер, автослесарь, стоматолог, механик, ветеринар, программист. Эти люди прекрасно себя чувствуют в предметной области. Они легко принимают решения, разбираются в технике, интересуются научными открытиями.
Исследовательский — юрист, диетолог, биолог, фармацевт, химик, финансовый аналитик. Такие специалисты склонны к самообучению. Они живут в мире идей, с удовольствием исследуют мир, наблюдая за людьми и процессами. Предпочитают работать в аналитических центрах, НИИ, маркетинговых компаниях.
Художественный — актер, музыкант, экскурсовод, дизайнер, копирайтер. Это творческие, эмоциональные и чувствительные люди, склонны прислушиваться к интуиции. Они любят находиться в центре внимания, ищут публичности и обладают богатым воображением.
Конвенциональный — бухгалтер, библиотекарь, архивариус, редактор, статистик. Предпочитают работать со знаковыми системами, поэтому их профессии связаны с расчетами и документацией. Работники такого типа чтят традиции, соблюдают общепринятые правила и нормы. Они сосредоточены на выполнении конкретных задач, усидчивы и исполнительны, но зачастую замкнуты и необщительны.
Социальный — врач, педагог, психолог, консультант, социальный работник, менеджер по продажам. Стремятся к общественной деятельности, любят делиться знаниями и опытом, обладают даром убеждения. Такие специалисты ориентированы на общение, легко налаживают контакты, умеют договариваться и работать в команде.
Предпринимательский — адвокат, риелтор, бизнесмен, дипломат, политик, брокер, журналист. Люди этих профессий — хорошие ораторы. Они ведут за собой, заражая других своими идеями и энтузиазмом. Ценят репутацию, деньги, им важен статус. Специалисты такого типа вовлечены в сферы бизнеса, политики, журналистики, адвокатуры.
Именно эмоциональный интеллект помогал людям выживать в доисторические времена. Чтобы не стать жертвой, человеку приходилось уметь уживаться с соплеменниками, распознавать свои и чужие чувства, управлять ими даже в опасных ситуациях, а также понимать, что им движет. Еще в XIX веке Чарльз Дарвин выявил связь между контролем эмоций и самосохранением. Эти мысли отражены в его третьей работе по эволюционной теории «Выражение эмоций у человека и животных».
Сейчас смешанная модель Дэниела Гоулмана — одна из самых популярных. Научный журналист объединил когнитивные способности с характеристиками личности. В любой профессии требуются компоненты эмоционального интеллекта, поэтому его необходимо развивать.
Базой стала модель Майера-Саловея-Карузо. Психологи выделили 4 составляющие эмоционального интеллекта:
Восприятие и оценка эмоций по мимике, жестам, голосу и походке.
Эмоции как стимуляция умственной деятельности. Когда человек осознает, какую эмоцию испытывает, он может использовать ее для развития мышления и креативности. При этом решение задач становится более эффективным. Но в большинстве случаев эмоции превращаются в фактор мотивации неосознанно.
Понимание эмоций. Способность воспринимать эмоцию с позиции информации, которую она несет. Если страшно, ты выбираешь одно из трех действий: бежать, атаковать или застыть на месте. Нужно уметь распознавать чувства свои и оппонента, предугадывать, во что может перерасти та или иная эмоция.
Управление эмоциями. Чтобы научиться владеть собой, важно прийти в состояние осознанности: понять, какая эмоция доминирует, сможешь ли ты с ней совладать. Такой контроль может помочь в достижении целей, если способ поведения будет выбран правильно.
Гоулман добавил к выделенным компонентам еще несколько, сделав акцент на воле к победе, здоровой самооценке, социальных навыках и энтузиазме. Так была создана смешанная модель:
Самосознание — грамотная самооценка (понимание своих способностей и преимуществ), уверенность в себе, анализ эмоций и использование шестого чувства.
Саморегуляция — оптимизм, стремление к победе, честность, владение эмоциями.
Мотивация.
Эмпатия — умение сопереживать. Принимая решения, не забывать о чувствах других.
Социальные навыки — умение подталкивать людей в нужном направлении, работать в команде и разрешать конфликты.
Вопросы, которые нужно задать при выборе профессии
Что я люблю делать, а что мне категорически не нравится?
Что я умею, какие профессии соответствуют моим навыкам и желаниям? Чему я смогу научиться?
Какие профессии востребованы в настоящем? Какие профессии будут востребованы в будущем?
Какие вопросы в области профориентации мне пока не ясны? Где я могу найти ответы? Кто и как мне может помочь?
Где учат той профессии, которую я выбрал? Куда я смогу поступить? Какие есть риски?
Как выбрать из нескольких профессий?
Важно ответить на них, опираясь на аспекты эмоционального интеллекта. Так ребенку будет проще понять, чего он хочет, какие цели преследует, и трезво оценить свои сильные и слабые стороны.
Самыми востребованными стали гибкие навыки. Без умения работать в команде и прислушиваться к мнению других карьеру не построить. Эмоциональный интеллект уже давно превратился в социальный.
К 8 классу детей следует подготовить к карьерной осознанности: когда школьник рационально и эмоционально понимает, чего хочет от жизни. Основную роль в становлении играет, конечно, семья.
Видение ребенка часто расходится с мнением родителей, и чтобы не допустить конфликта, нужно подключать родных к профориентационным мероприятиям. Можно организовать встречу со студентами или молодыми специалистами. Во время живой беседы ребята обменяются опытом, идеями и смогут конкретнее сформулировать планы на будущее.
Развитие эмоционального и социального интеллекта напрямую связано с возможностью принимать решения. В работе всегда приходится общаться с коллегами и начальством. Прийти к ожидаемому результату поможет умение не только прислушиваться к другим, но и отстаивать свою точку зрения. А для этого важно грамотно оценивать ситуацию, просчитывать возможные пути решения проблемы. «Могу» должно совпадать с «хочу»!
Кандидат психологических наук, руководитель группы разработчиков УМК, руководитель Центра толерантности Еврейского музея, Москва
заместитель директора по сопровождению образовательного процесса, руководитель Карьерного центра гимназии Skolkovo
пишущий редактор
Понравился материал? Расскажите другим