22 января 2019, 03:00
42141
6 мин

В. А. Серов «Девочка с персиками». Анализ картины

Поездки по Украине, в Германию, Голландию вдохновляют Серова на написание многочисленных этюдов — его работы пронизаны светом и радостью.

В.А. Серов «Девочка с персиками». Анализ картины

Поездка в мае 1887 года в Италию вместе с Ильей Остроуховым и Михаилом и Юрием Мамонтовыми стала особенно значительной для Серова. Восхищаясь работой итальянских мастеров, наслаждаясь красотами Венеции, Флоренции и Милана, он пишет своей невесте Ольге Трубниковой: «Я хочу, хочу отрадного и буду писать только отрадное». Наступает особый, «отрадный» период творчества Серова. Наслаждаясь и буквально впитывая в себя Италию, художник стремится и в своих работах запечатлеть и передать кусочек этой солнечной и живой страны («Площадь Св. Марка в Венеции», «Набережная Скьявони в Венеции»).

Однако, несмотря на обилие позитивных эмоций и ярких впечатлений, уже в эти года начинает формироваться центральная доминанта творчества художника — поиск целостности, желание прийти к обобщению. В это же время Серова начинает привлекать импрессионизм.

Верочка с персиками

Абрамцево — усадьба, в которой когда-то жил писатель С. Т. Аксаков, с 1870-го года стала принадлежать известному меценату и покровителю художников Савве Ивановичу Мамонтову. Серов долго гостит в усадьбе. Родная живописная природа с её лесами и полями, протекающая рядом речка Воря, особая атмосфера — всё это благоприятным образом влияет на настроение художника и неизменно находит отражение в творчестве этого периода. Именно тогда пишутся картины, впоследствии ставшие классикой русского искусства. Одной из таких работ стала известная «Девочка с персиками».

«Девочка с персиками» — это картина, изображающая счастливое мгновение детства, некий обобщённый образ. Но это и портрет — портрет конкретной девочки — дочери Мамонтова.

Двенадцатилетняя Вера Мамонтова изображена во всей своей прелести и очаровании юного существа — природная изящность, естественность и жизнерадостность. Девочка, обстановка комнаты — всё наполнено светом и счастьем.

Изобразительное искусство. 3 класс. Рабочая тетрадь Ермолинская Е. А., Савенкова Л. Г.
Задания, предлагаемые в тетради, позволяют развить у ребенка чувство цвета и формы, умение видеть и замечать их разнообразие в окружающем мире; помогут ребенку преодолеть боязнь чистого листа, правильно освоить поверхность бумаги (избежать стремления размещать изображение на одной прямой линии), научат работать с листом бумаги разного размера. Задания способствуют также развитию у ребенка фантазии и воображения, способности творить, нестандартно решать творческие задачи, активизировать ассоциативное мышление и память. В конце рабочей тетради приводятся методические пояснения для учителя.

История создания картины «Девочка с персиками»

История возникновения идеи написать портрет дочери Мамонтова проста и незатейлива. Одним летним днём девочка, взяв с собой персики из оранжереи, вошла в комнату и присела за стол. Серов, мгновенно заметивший всю прелесть и чистоту открывшейся перед ним картины, предложил Вере попозировать ему. Каждый день живой и бойкой девочке приходилось часами сидеть на одном месте и позировать художнику. Сам Серов вспоминал: «Всё, чего я добивался, — это свежести, той особенной свежести, которую всегда чувствуешь в натуре и не видишь в картинах. Писал я больше месяца и измучил её, бедную, до смерти, уж очень хотелось сохранить свежесть живописи при полной законченности, — вот как у старых мастеров». Окончив работу, художник подарил портрет матери девочки, Елизавете Мамонтовой. Долгое время картина так и находилась в имении, в наши же дни в Абрамцеве висит копия, а оригинал можно увидеть в Третьяковской галерее.

Художник и искусствовед И. Грабарь так говорит о процессе написания Серовым картины: «как ни волновала его стоящая перед ним чисто цветовая задача, но ещё более волновала его сама модель, ясные, детски чистые глаза чудесной русской девушки и весь её обаятельный образ. Серову эта задача удалась на славу: он создал одно из драгоценнейших произведений всей русской школы живописи».

Анализ картины «Девочка с персиками»

Являясь настоящим мастером приёма светописи, художник создаёт некую вуаль таинственности на чистом и женственном лице девочки. Окно гостиной подобно зеркалу отражает всю детскую радость и живость ребёнка. Но и выражение самого девичьего лица, чистого и слегка загадочного, живого, но чуть серьёзного, подсказывает, что перед нами уже не маленький несмышлёный ребёнок, но взрослеющая и уже слегка подражающая взрослым девочка.

Композиционно картина выверена до мельчайших деталей, но сделано это так мастерски, что зритель не замечает этого. Лицо Веры расположено на высоте три четверти по средней вертикальной оси и в центре холста по горизонтали, что является непременной чертой традиционной классической живописи. Однако обстановка, предметы на картине должны были отображать живость девочки, внутреннюю неподвижность. Диагональное расположение стола, летящие крупные мазки, блики света и яркие пятна — всё это позволяет вдохнуть жизнь в статичный по своей сути портрет. В итоге зрителю кажется, что картина не постановочна, ребёнок не позировал, нет — это лишь момент, вырванный из динамичной детской жизни, тот яркий миг, когда художнику удалось поймать минуту спокойного созерцания.

Цвета портрета подобраны чудесные. Яркая и нежно-розовая, переливающаяся на солнце кофточка Веры — не выдумка художника, а настоящая её одежда. Серов так и увидел девочку в своей нарядной блузе и попросил ничего для портрета не изменять. Особая чистота и свет передаются этим милым и нежным нарядом.

В окне позади девочки видны яркие и солнечные золотистые листья. Серов писал картину поздним летом — ранней осенью, и деревья уже сменили свою зелёную листву на осеннее «одеяние». От этого картина только выиграла — свет представляется нам во всех своих оттенках: яркие пятна на кофточке Веры, светлые блики на посуде и стене, жёлтые лучи солнца из окна.

Удивительное сочетание светлых нежных оттенков и тёмных цветов также способствует передаче внутренней динамики и некоторой «выхваченности» момента. Тёмная шапка волос Веры, кожа, тронутая загаром, тёмные персики и почти чёрная мебель обрамляют яркие и прозрачные оттенки, позволяют более внимательно вглядеться в лицо девочки. Пальцы, обхватывающие персик, изгиб губ, вот-вот сорвущихся в улыбку — всё это заставляет поверить, будто ещё мгновение — и девочка схватит своё лакомство и убежит прочь на улицу — туда, где яркое солнце и погожий тёплый день.

По сути, приближаясь к сюжетной картине, «Девочка с персиками» становится больше, чем просто портретом. Сюжет кажется банальным: девочка в розовой блузе с чёрным бантом и красной гвоздикой сидит за столом, накрытым белоснежной скатертью; на столе лежат персики, оторванные вместе с листочками, и нож; из окна виднеются деревья в золотом убранстве; комната прописана тщательно вместе со всеми стульями, белой с синим узором тарелкой на стене и деревянной фигуркой гренадера (расписанной, кстати, самим Серовым) позади девочки. Но именно свет делает композицию такой цельной и... не случайной! Мягкие тёплые лучи касаются девочки и каждого предмета в комнате, озаряя чистым светом всё вокруг. «Девочка с персиками» стала настоящей гармонией света и тени, статики и динамики. Картина, полная тончайших переходов, точных мазков и ярких бликов, удивительно тонко объединила красоту живописи конкретного образа и обобщения всего прекрасного и светлого, что есть в юности.

photo
Семёнова Екатерина

Филолог, блогер, пишущий редактор

Теги:ИЗО,Искусство,Начальное общее образование,Статьи

Понравился материал? Расскажите другим

Главная

Сервисы

Каталог

Корзина

Профиль