Вне зоны доступа: как не утонуть в делах и найти время на общение с детьми

Помогаем мамам сохранить контакт с ребёнком.

Баланс между работой и жизнью

Упрекать в том, что родители уделяют много времени работе и мало занимаются ребёнком, нерационально и недальновидно: современная жизнь заставляет держаться за источник дохода. Тренд на «успешный успех» постепенно исчезает, но экономические условия становятся сложнее, эмоциональное напряжение растёт.

Многие помнят — а кинематограф дополнительно педалирует тему — «лихие 90-е». Логическая цепочка «родители пашут — ребёнок беспризорничает и станет наркоманом» не способствует вере в светлое будущее, и страх упустить детей усугубляется.

Work-life balance — злободневная в нынешних реалиях тема. Каждый родитель выбирает: зарабатывать, чтобы поддерживать адекватное качество жизни семьи, или, не усердствуя в работе на дядю, быть уравновешенным источником ресурсов семьи.

Приоритеты и ценности

Выбор, конечно, зависит от приоритетов родителя. Хотелось бы оперировать понятием «супружеская пара», но почти половина детей в России воспитывается только одним родителем. Многим мамам приходится быть 3-в-1: добытчицей, любящей матерью, контролирующим отцом (хотя и отцы-одиночки — тоже не исключение).

Социологи и экономисты не скрывают: лучшие работники — одинокие женщины с детьми. Они ответственны, терпеливы, готовы к переработкам и... вопрос времени для общения с ребёнком стоит перед ними острее, чем перед полной семьёй.

История первая. Марина

Марина, врач, после развода решила уехать за сыном-студентом в город-миллионник. Молодой человек живёт в общежитии колледжа. Первое время женщина живёт у знакомых за символическую плату, является их «семейным доктором», что облегчает жизнь всех участников ситуации. Для более высокого заработка идёт на курсы повышения квалификации за счёт работодателя.

Однажды сын приглашает Марину на экскурсию после занятий. Учёба Марины затянулась, на экскурсию мать и сын опоздали. Парень расстроился, обиделся на маму, которая, с его точки зрения, могла бы отпроситься, уйти с занятий пораньше. Марина объяснила: сейчас устроиться на хорошую работу — стратегическая цель. Если она не выполнит условия работодателя, придётся идти в другое место на меньшую зарплату. Выбор такой: идти на экскурсию, пропустив важную часть занятия, или быстрее начать работать в престижной клинике с хорошим доходом и достойными условиями труда. Сын соглашается, предлагает сходить на экскурсию после того, как Марина найдёт новую работу.

История вторая. Наталья

Ещё до рождения дочери Наталья и её семья приняли решение: до полутора месяцев женщина восстанавливается, занимается ребёнком, а потом выходит на работу, в декретный отпуск идёт бабушка. Мама Натальи много лет проработала в детском саду, сама родила и воспитала троих детей, поэтому предложила молодой семье такой вариант. У бабушки идёт трудовой стаж, она ничего не теряет. Зарплата Натальи в несколько раз больше зарплаты воспитателя, почти равна доходу мужа. Целесообразно, чтобы о малышке до её выхода в дошкольное учреждение заботилась бабушка, а родители зарабатывали на покупку квартиры.

История третья. Александра

Несмотря на достойную зарплату в офисе, Александра выбрала удаленную работу. Вместе с мужем решили, что это позволяет маневрировать временем: провожать детей до школы и встречать их с учёбы, сопровождать на спортивные секции. Когда сын и дочь окончат начальную школу, ходить на учёбу и секции станут самостоятельно, и мать вернётся в офис. А сейчас важно не только заботиться об их безопасности, но и общаться с детьми в пути, поддерживать контакт с ними.

Три разные стратегии в разных семьях имеют разные цели. Марине важно устроиться на хорошую работу, чтобы в дальнейшем снимать жильё, забрав сына из общежития. Семья Натальи копит на собственную квартиру. Александра и её муж сосредоточились на безопасности и постоянном общении с младшеклассниками. Каждый выбор имеет право на своё существование, поскольку решает приоритетные задачи семьи.

Когда общаться с ребёнком, если постоянно заняты?

Планируя день, закладывайте минимум 15-20 минут на обязательный вечерний разговор с детьми. Обсудите, как прошёл их день. Акцент делайте не на оценках и питании (хотя и это бывает важно, не спорим), а важных для ребёнка событиях: с кем общался, что интересное узнал, какое было настроение, что на него повлияло.

Задавайте нетривиальные вопросы:

‒ кого и почему малыш взял бы с собой в космическое путешествие?

‒ почему он любит именно этот мультик?

‒ если бы у него было много денег, как бы он ими распорядился, и почему?

Информация, полученная от ребёнка таким образом, расскажет о нём гораздо больше, чем оценки.

Старайтесь раз в неделю организовать совместный досуг. Посетите музей, кинотеатр, часть города, где редко бываете. Сходите в ближайший парк, взяв бутерброды и чай. Можно остаться дома, чтобы посмотреть вместе мультики, приготовить новое блюдо, составить большой коллаж из старых журналов, слепить любимых персонажей из воздушного пластилина, соорудить крепость из подушек.

Не так важно, чем вы вместе будете заниматься, сколько денег потратите — даже если не потратите вообще. Для ребёнка ценнее, что вы интересуетесь им, его жизнью, готовы поддержать, выслушать, чем-то увлечь, сделать вместе общие интересные дела.

Чтобы сохранить эмоциональное равновесие, помните народную мудрость: в семье возможно совместить только два явления из трёх — здоровую психику мамы, наличие детей или порядок в доме.

Ребёнок вырастет, свободного времени и порядка в доме станет больше. А воспоминания о совместном досуге, детских мечтах и общих делах останутся на всю жизнь.

Автор

photo
Ольга Иванова

Детский и семейный психолог

Понравился материал? Расскажите другим

Главная

Сервисы

Каталог

Корзина

Профиль