Внеклассные мероприятия для начальной школы

Сегодня школа совмещает в себе две функции образовательную и воспитательную. Поговорим о видах внеурочной деятельности и разберем некоторые из них.

Однажды в жизни ребенка происходит знаковое событие — это поход в школу, в первый класс. Именно в начальной школе происходит знакомство с социальными нормами, ценностями, новыми правилами и новыми людьми. И важным звеном в этой цепочке является коллектив, от которого зависит многое. Ребенок учится выстраивать личностные контакты, отвечать не только за себя и свои поступки, но и за класс в целом. Педагогу необходимо создать такую атмосферу, благодаря которой детям будет хотеться ходить в школу и общаться со сверстниками. Игры, викторины, праздничные мероприятия и концерты в школе имеют большое значение в создании теплой и дружелюбной атмосферы внутри школьного коллектива.

Внеклассные мероприятия выполняют воспитательную, образовательную и развивающие функции. Кроме того, все внеурочные занятия несут в себе и познавательную функцию, способствуют расширению кругозора у детей, помогают им раскрепоститься, компенсирует проблемы учебной деятельности ребёнка и реабилитирует его в собственных глазах и глазах сверстников.

Важно! Внеклассные мероприятия — это не дополнительный школьный урок. Подобные внеурочные занятия проводятся в более свободной форме, где ребенок может проявить свои творческие способности, развить креативное мышление и освоить навыки групповой работы.  В первом классе сценарий внеклассных мероприятий лучше предлагать самому учителю. Во втором и третьем классах дети могут проявлять самостоятельность и выбирать возможные виды внеурочных занятий. Однако сценарий проведения внеклассного занятия остается за педагогом. В четвертом классе, конечно дети уже более взрослые, поэтому необходимо прислушиваться к их желаниям и давать возможность участвовать в разработке сценарного плана мероприятий.

Виды внеклассных занятий в начальной школе

Существует большое разнообразие внеклассных мероприятий, и в зависимости от поставленных целей и задач учитель выбирает именно ту форму, которая ему больше подходит. Это может быть викторина, квесты, спортивные и интеллектуальные конкурсы, костюмированная постановка и многое другое. Мы остановимся на трех видах, классифицировав их по целям, которые достигаются во время проведения. Выделим учебно-воспитательные, досуговые и спортивно-оздоровительные.

Учебно-воспитательные

Учебно-воспитательные внеклассные мероприятия помогают школьникам расширить кругозор, повысить эрудированность, углубить полученные ранее знания, повторить пройденный материал. Для учебно-воспитательных внеклассных мероприятий характерны такие формы, как беседа, викторина и квиз, посещение театра, организация конференции, экскурсия и т.д.

Примером подобного внеклассного мероприятия может служить викторина или квиз, направленные на расширение представлений детей о временах года, о фауне и флоре, закрепление знаний учащихся о правилах дорожного движения, направленные на изучение литературных рассказов, басен. Тем может быть довольно много, главное при проведении внеклассного мероприятия в начальной школе учитывать небольшой практический опыт учеников. Занятие должно способствовать формированию базисных знаний детей, их умений и навыков.

Пример № 1 «Самое сильное звено» (внеклассное мероприятие по предметам начальной школы; учитель начальных классов высшей квалификационной категории Бакирова Э. А.)
Цели: совершенствовать знания по предметам начальной школы, развивать память, логическое мышление, смекалку, внимательность, воспитывать культуру поведения при проведении внеклассных мероприятий.

Оборудование: презентация к последнему раунду, будильник или таймер времени, фонограммы песен.

1 раунд

Математика

  1. Как называется первый день недели? (понедельник)
  2. Сколько будет 3×7? (21)
  3. Как называется фигура, у которой все 4 стороны равны? (квадрат)
  4. Сколько будет 0×35? (0)
  5. 1 кг сливочного масла стоит 80 рублей. Сколько стоит 2 кг масла?
  6. Сколько будет 72 : 9?
  7. Как называется десятый месяц года?
  8. Сколько получится, если 20 увеличить на 3?
  9. Сколько мм в 1 см?
  10. Сколько м в 1 км?
  11. Сколько будет 36×1?
  12. На сколько 15 больше, чем 3?
  13. Сколько получится, если 10 увеличить в 3 раза?
  14. Сколько получится, если 100 уменьшить в 2 раза?
  15. Во сколько раз 2 меньше 20?
  16. Сколько часов в сутках?
  17. Сколько килограммов 1 тонне?
  18. Сколько будет 99 : 11?
  19. Сколько дней в неделе?
  20. Сколько граммов в 1 кг?
  21. Сколько будет 42 : 7? (6)
  22. Сколько лет в одном веке? (100)
  23. Сколько минут в одном часе? (60)
  24. Сколько сантиметров в 3 метрах? (300)
  25. Сколько месяцев в году? (12)
  26. Как называется треугольник, в котором есть прямой угол?
  27. Сколько метров в 4 километрах?
  28. Продолжительность двух таймов футбольного матча? (90 минут)
  29. Сколько будет 18×3?
  30. Сколько килограммов в 1 центнере?
  31. Сколько концов у прямой?
  32. Как называется число, состоящее из двух цифр?
  33. Как называются математическое действие, компонентами которого являются делимое, делитель, частное?
  34. Сколько минут в 2 часах? (120)
  35. Как называется четвертый день недели?
  36. Какое число меньше: двузначное или однозначное?
  37. 4 яйца сварились за 4 минуты. За сколько минут сварилось 1 яйцо?
  38. Сколько будет 60×60?
  39. Что легче 2 кг ваты или 2 кг гвоздей?
  40. Назовите наибольшее трехзначное число. (999)

2 раунд

Окружающий мир

  1. Слепыми или зрячими рождаются зайчата? (зрячими)
  2. Дышит ли цыплёнок в яйце? (да, через поры скорлупы)
  3. Где раньше тает снег — в лесу или в городе? (в городе)
  4. В названии какого цветка есть мужское и женское имена? (иван-да-марья)
  5. В каком месяце есть 28 дней? (в любом)
  6. Какой океан самый большой? (Тихий)
  7. Назовите самую крупную обезьяну. (горилла)
  8. Что означает слово «фауна»? (животный мир)
  9. Назовите самую известную морскую хищницу. (акула)
  10. Что идёт, не двигаясь с места? (время)
  11. Где сухого камня не найти? (в воде)
  12. Что растёт вниз верхушкой? (сосулька)
  13. У кого уши на ногах? (кузнечика)
  14. Какой зверек спит всю зиму вниз головой? (летучая мышь)
  15. Чем лягушки и жабы ловят пищу? (языком.)
  16. Толстым или тощим ложится медведь в спячку? (толстым)
  17. Лягушка — домашнее животное? (нет)
  18. Правда ли, что почки на деревьях раскрываются сразу после листопада? (нет)
  19. Правда ли, что волк, лиса и рысь — хищники? (да)
  20. Назовите самую близкую к нашей планете звезду. (Солнце)
  21. С помощью какого органа дышат лягушки под водой? (с помощью кожи)
  22. Как называются эти птицы: индюк, курица, петух? (домашние)
  23. Кто раньше прилетает к нам — стрижи или ласточки? (ласточки)
  24. Как называется наружный слой яйца? (скорлупа)
  25. Птенцы какой птицы не знают своей матери? (кукушки)
  26. Какая птица самая маленькая в мире и может летать назад? (колибри)
  27. Кого называют лесным доктором? (дятла)
  28. Звери покрыты шерстью, а птицы? (перьями)
  29. Какая птица символ мира и чистоты? (голубь)
  30. Какой город называется так же, как птица? (орёл)
  31. Как называются природные богатства, находящиеся в глубинах земли, которые человек использует в народном хозяйстве? (ископаемые)
  32. Какое вещество встречается на земле в трех состояниях? (вода)
  33. Какое дерево называют красавицей русского леса? (берёза)
  34. Что теряет лось каждую зиму? (рога)

3 раунд

Русский язык

  1. Имя существительное — это часть речи или член предложения? (часть речи)
  2. На какие вопросы отвечают имена существительные? (кто? что?)
  3. Закончи пословицу: «Волка бояться — ...» (...в лес не ходить)
  4. Что в предложении подчеркивается одной линией? (подлежащее)
  5. Сапоги — это словарное слово или нет? (да)
  6. Чем кончаются день и ночь? (мягким знаком)
  7. Сколько падежей в русском языке? (6)
  8. Какой падеж следует за Дательным падежом? (В.п.)
  9. Просклоняй существительное метро. (несклоняемое)
  10. Сказуемое — это часть речи или член предложения? (член предложения)
  11. Как называется игра на льду, где все участники на коньках, в небольшой мяч или шайбу? (хоккей)
  12. Как называется древняя письменность, созданная братьями Кириллом и Мефодием? (глаголица, кириллица)
  13. Как одним словом называется разговор двух людей? (диалог)
  14. Каким членом предложения является имя существительное в И. п.? (подлежащим)
  15. На какие вопросы отвечает Р. п. имен существительных? (кого? чего?)
  16. Как понимаете фразеологизм «мозолить глаза»? (надоедать)
  17. Подбери антоним к слову «завтра». (вчера).
  18. Как называются сшитые листы чистой бумаги в обложке? (тетрадь)
  19. Как иначе называют учащегося школы? (ученик)
  20. Каким членом предложения являются глаголы? (сказуемым)
  21. Какая часть речи служит для связи слов в предложении? (предлог)
  22. Нужно ли ставить запятую перед союзом но? (да)
  23. Подбери синоним к слову «работа»? (труд)
  24. Назови антоним слова «труд»? (отдых)

4 раунд

Литературное чтение

  1. В какой из сказок главными героями являются девочка Герда и мальчик Кай? («Снежная королева»)
  2. Птица — героиня многих сказок и басен. (Ворона).
  3. Сколько поросят перехитрили в сказке Михалкова волка? (3)
  4. Сколько разбойников перехитрил Али-баба? (40).
  5. Как звали папу главного героя в сказке Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино»? (папа Карло).
  6. Какой птичке помогала Дюймовочка? (Ласточка)
  7. В какой сказке пушистое домашнее животное одержало победу над людоедом? («Кот в сапогах»).
  8. Где хранится смерть Кощея? (сундук – заяц – утка – яйцо – игла).
  9. Назовите русских богатырей. (Илья Муромец, Алеша Попович, Добрыня Никитич)
  10. Из какого произведения эти строки: «Три девицы под окном ...»?
  11. О ком идет речь в строке «Всё ходит по цепи кругом»? (кот ученый)
  12. Из какого произведения строки «У лукоморья дуб зеленый»? («Руслан и Людмила»)
  13. С какими словами обращалась царица к волшебному зеркальцу?
  14. В кого царевна-Лебедь обращает в первый раз Гвидона Салтановича? (в комара)
  15. С какими словами обращается старик к золотой рыбке? («Смилуйся, государыня рыбка»)
  16. Сколько раз посылала старуха старика к золотой рыбке? (5)
  17. Кто автор рассказов про Незнайку? (Н. Носов)
  18. Что просили у доктора Айболита зайчата? (перчатки)
  19. Кому принадлежат слова «Надо, надо умываться по утрам и вечерам»? (Мойдодыру)
  20. Кто проглотил Солнце в произведении Чуковского? (крокодил)
  21. Как начинается стихотворение Пушкина «Зимнее утро»? («Мороз и солнце; день чудесный...»)

5 раунд

Ассорти

  1. На каком инструменте играл Садко? (гусли)
  2. Сколько ушей у трёх мышей? (6)
  3. Сколько лап у двух медвежат? (8)
  4. Три человека ждали поезд три часа. Сколько времени ждал поезд каждый из них? (3)
  5. На столе стояли три стакана с ягодами. Юра съел один стакан ягод и поставил его на стол. Сколько стаканов стоит на столе? (3 стакана)
  6. Как называется изображение человека на картине или фотографии? (портрет)
  7. Загадка: одна нога и шапка, а головы нет. Что это такое? (гриб)
  8. Название месяца из 3 букв. (май)
  9. Как называется прибор для измерения температуры воздуха? (термометр).
  10. Из каких цветов состоит наш флаг? (белый, синий, красный)
  11. У какого насекомого может быть несколько глаз? (стрекоза).
  12. Как называется прибор для определения сторон горизонта? (компас).
  13. Растёт ли дерево зимой? (нет).
  14. Что случается 31 февраля? (Такого числа не бывает.)
  15. Какой год продолжается всего один день? (Новый год.)
  16. Сколько месяцев в году имеют 28 дней? (12)

Подведение итогов игры. Слова благодарности участникам. Награждение, вручение грамот и подарков.

Досуговые

Досуговый тип внеклассных мероприятий помогает детям приобрести знания, освоить новые умения и навыки, которые могут быть применены вне рамок традиционной деятельности. Это могут быть разнообразные мастер-классы, факультативы и театральные студии, например театр на иностранном языке. Развлекательные мероприятия помогают разнообразить школьные будни и сплотить учащихся за пределами школы. Внеклассные занятия, посвященные театру и кинематографу учат проводить разбор с критико-аналитическим уклоном того произведения искусства, что было предварительно просмотрено. Именно так формируется культура восприятия, воспитывается настоящий художественный вкус.

Спортивно-оздоровительные

Спортивно-оздоровительные мероприятия помогают укрепить не только физическое развитие и здоровье учащихся, но и взрастить соревновательный дух и научить взаимодействию с командой единомышленников. Спортивно-оздоровительные открытые мероприятия в школе проводятся в форме конкурсов, соревнований, спортивных игр или походов. Но не стоит забывать, что любые соревнования лучше проводить в таком формате, чтобы и победители, и проигравшие испытывали чувства удовлетворенности от проведенного мероприятия.

Не забывайте радовать детей символическими призами, грамотами или другими поощрениями!

Спортивная ярмарка

Что понадобится из инвентаря: мешки для бега — 2 шт; корзина — 2 шт; воздушные шарики — 10 штук – и ниточки; эстафетные палочки — 2 штуки; линейка для замеров; секундомер, конусы для маркирования дистанции.

Идея — на спортивной площадке располагается несколько зон с различными эстафетами и конкурсами. Дети, принимая участие в спортивных соревнованиях, получают специальные монетки-баллы, которые смогу обменять самостоятельно на подарки. Подарки будут располагаться там же – на ярмарке, на столах. Подарки будут распределены в соответствии с номиналом монеток — баллов (это могут быть роботы и конструкторы (с высоким бальным эквивалентом, а также могут быть сувениры с минимальным бальным коэффициентом).

План проведения:

Со всеми участникам, пришедшим на спортивное тестирование, перед непосредственными испытаниями проводится динамичная суставная разминка (10-12 минут) под музыку.

В это же время готовится стол с подарками, проходит градация подарков по баллам: 

  • Суперпризы — от 40 баллов 
  • Подарки средние — от 25 баллов 
  • Сувениры — от 5 баллов

После разминки делимся на группы в зависимости от количества детей для проведения зачетных соревнований:

1. Прыжок в длину с места толчком двумя ногами

  • Мальчики: 175 см — бронза (3 балла)
  • 185 см — серебро (5 баллов)
  • 200 см — золото (10 баллов)
  • Девочки: 150 см — бронза (3 балла)
  • 155 см — серебро (5 баллов)
  • 175 см — золото (10 баллов)

2. Гибкость (наклон вперед из положения стоя с прямыми ногами на полу)

  • Мальчики и девочки — касание пола пальцами рук.
  • При выполнении испытания (теста) на полу
  • участник по команде выполняет два предварительных наклона. При третьем наклоне касается пола пальцами или ладонями двух рук и удерживает касание в течение 2 с.
  • На полу — 10 баллов
  • На кончиках пальцев — 5 баллов
  • Не достал — 3 балла

3. Подъем туловища за 1 мин из положения лежа

Исходное положение лёжа на спине на мате, ноги согнуты в коленях под углом 90 градусов, стопы фиксирует помощник, руки за головой, пальцы в замок. Фиксируется количество выполненных упражнений до положения сидя (туловище перпендикулярно полу).

Подъем туловища за 1 мин из положения лежа: 40, 35, 25 раз – мальчики; 35, 30, 20 раз – девочки.

4. Прыжки на скакалке:

  • Мальчики: 50 сек — бронза (3 балла)
  • 60 сек — серебро (5 баллов)
  • 70 сек — золото (10 баллов)
  • Девочки: 45 сек — бронза (3 балла)
  • 55 сек — серебро (5 баллов)
  • 65 сек — золото (10 баллов)
  • Прыжки на скакалке, за 25 секунд: 56, 54, 52 раз – мальчики; 62, 60, 58 раз – девочки.

Командные конкурсы

Победители получают за каждый конкурс 10 баллов (каждый член команды), проигравшие – 5 баллов (каждый).

  1. «Попади в корзину» (нужны теннисные мячи и 2 корзины). Участники делятся на две команды. На равном расстоянии от них размещены две корзины. Каждой команде выдается по 5 теннисных мячей. Участники в порядке очереди начинают бросать мячи в корзину. Выигрывает тот или та команда, у которой больше попаданий в корзину.

  2. «Забег с картофелиной» (нужны одноразовые ложки и 2 клубня картофеля, а также конусы для обозначения дистанции). Обозначьте мелом линии старта и финиша, желательно также прочертить и беговые дорожки. Первому игроку каждой из них выдается по картофелине и столовой ложке. Он должен, держа картофель в ложке, пробежать до финиша и вернуться обратно, не выронив картофель. Если овощ все же выпал, его поднимают только ложкой, а не рукой. Выигрывает та команда, участники которой справятся с заданием быстрее.

  3. Эстафета «Воздушные кенгуру» (нужны надувные шары и конусы) Разбейте участников на команды и попросите встать друг за другом. Выдайте каждой команде воздушный шар. Первый участник зажимает воздушный шар между колен и, как кенгуру, прыгает с ним до маркера окончания дистанции. Вернувшись таким же образом назад, он передаёт шарик следующему игроку и так далее. Победителем становится команда, чьи игроки первыми закончат эстафету.

  4. Бег с эстафетной палочкой (нужны 2 эстафетные палочки и конусы).

  5. Бег в мешках (нужно 2 мешка и конусы).

По итогам все участники получают сумму баллов, которую смогут обменять на призы, находящиеся на столе с подарками.
Грамотно организованное внеклассное мероприятие становится для школьников не дополнительной нагрузкой, а желанным праздником, возможностью проявить себя. Такие занятия укрепляют коллектив, помогают сформировать у школьников лидерские качества и умение общаться.

фон подписки

Новости, мероприятия, идеи — две разные рассылки для тех, кто учит и воспитывает.

Нажимая кнопку «Подписаться» вы даете согласие на обработку персональных данных и получение рассылок в соответствии с условиями.

Калихова Евгения

специалист по связям с общественностью, пишущий редактор

Теги:Внеурочная деятельность,Начальное общее образование,Психология и педагогика,Статьи

Понравился материал? Расскажите другим

Главная

Сервисы

Каталог

Корзина

Профиль