Калихова Евгения
специалист по связям с общественностью, пишущий редактор
Сегодня школа совмещает в себе две функции образовательную и воспитательную. Поговорим о видах внеурочной деятельности и разберем некоторые из них.
Однажды в жизни ребенка происходит знаковое событие — это поход в школу, в первый класс. Именно в начальной школе происходит знакомство с социальными нормами, ценностями, новыми правилами и новыми людьми. И важным звеном в этой цепочке является коллектив, от которого зависит многое. Ребенок учится выстраивать личностные контакты, отвечать не только за себя и свои поступки, но и за класс в целом. Педагогу необходимо создать такую атмосферу, благодаря которой детям будет хотеться ходить в школу и общаться со сверстниками. Игры, викторины, праздничные мероприятия и концерты в школе имеют большое значение в создании теплой и дружелюбной атмосферы внутри школьного коллектива.
Внеклассные мероприятия выполняют воспитательную, образовательную и развивающие функции. Кроме того, все внеурочные занятия несут в себе и познавательную функцию, способствуют расширению кругозора у детей, помогают им раскрепоститься, компенсирует проблемы учебной деятельности ребёнка и реабилитирует его в собственных глазах и глазах сверстников.
Важно! Внеклассные мероприятия — это не дополнительный школьный урок. Подобные внеурочные занятия проводятся в более свободной форме, где ребенок может проявить свои творческие способности, развить креативное мышление и освоить навыки групповой работы. В первом классе сценарий внеклассных мероприятий лучше предлагать самому учителю. Во втором и третьем классах дети могут проявлять самостоятельность и выбирать возможные виды внеурочных занятий. Однако сценарий проведения внеклассного занятия остается за педагогом. В четвертом классе, конечно дети уже более взрослые, поэтому необходимо прислушиваться к их желаниям и давать возможность участвовать в разработке сценарного плана мероприятий.
Существует большое разнообразие внеклассных мероприятий, и в зависимости от поставленных целей и задач учитель выбирает именно ту форму, которая ему больше подходит. Это может быть викторина, квесты, спортивные и интеллектуальные конкурсы, костюмированная постановка и многое другое. Мы остановимся на трех видах, классифицировав их по целям, которые достигаются во время проведения. Выделим учебно-воспитательные, досуговые и спортивно-оздоровительные.
Учебно-воспитательные внеклассные мероприятия помогают школьникам расширить кругозор, повысить эрудированность, углубить полученные ранее знания, повторить пройденный материал. Для учебно-воспитательных внеклассных мероприятий характерны такие формы, как беседа, викторина и квиз, посещение театра, организация конференции, экскурсия и т.д.
Примером подобного внеклассного мероприятия может служить викторина или квиз, направленные на расширение представлений детей о временах года, о фауне и флоре, закрепление знаний учащихся о правилах дорожного движения, направленные на изучение литературных рассказов, басен. Тем может быть довольно много, главное при проведении внеклассного мероприятия в начальной школе учитывать небольшой практический опыт учеников. Занятие должно способствовать формированию базисных знаний детей, их умений и навыков.
Пример № 1 «Самое сильное звено» (внеклассное мероприятие по предметам начальной школы; учитель начальных классов высшей квалификационной категории Бакирова Э. А.)
Цели: совершенствовать знания по предметам начальной школы, развивать память, логическое мышление, смекалку, внимательность, воспитывать культуру поведения при проведении внеклассных мероприятий.
Оборудование: презентация к последнему раунду, будильник или таймер времени, фонограммы песен.
1 раунд
Математика
2 раунд
Окружающий мир
3 раунд
Русский язык
4 раунд
Литературное чтение
5 раунд
Ассорти
Подведение итогов игры. Слова благодарности участникам. Награждение, вручение грамот и подарков.
Досуговый тип внеклассных мероприятий помогает детям приобрести знания, освоить новые умения и навыки, которые могут быть применены вне рамок традиционной деятельности. Это могут быть разнообразные мастер-классы, факультативы и театральные студии, например театр на иностранном языке. Развлекательные мероприятия помогают разнообразить школьные будни и сплотить учащихся за пределами школы. Внеклассные занятия, посвященные театру и кинематографу учат проводить разбор с критико-аналитическим уклоном того произведения искусства, что было предварительно просмотрено. Именно так формируется культура восприятия, воспитывается настоящий художественный вкус.
Спортивно-оздоровительные мероприятия помогают укрепить не только физическое развитие и здоровье учащихся, но и взрастить соревновательный дух и научить взаимодействию с командой единомышленников. Спортивно-оздоровительные открытые мероприятия в школе проводятся в форме конкурсов, соревнований, спортивных игр или походов. Но не стоит забывать, что любые соревнования лучше проводить в таком формате, чтобы и победители, и проигравшие испытывали чувства удовлетворенности от проведенного мероприятия.
Не забывайте радовать детей символическими призами, грамотами или другими поощрениями!
Что понадобится из инвентаря: мешки для бега — 2 шт; корзина — 2 шт; воздушные шарики — 10 штук – и ниточки; эстафетные палочки — 2 штуки; линейка для замеров; секундомер, конусы для маркирования дистанции.
Идея — на спортивной площадке располагается несколько зон с различными эстафетами и конкурсами. Дети, принимая участие в спортивных соревнованиях, получают специальные монетки-баллы, которые смогу обменять самостоятельно на подарки. Подарки будут располагаться там же – на ярмарке, на столах. Подарки будут распределены в соответствии с номиналом монеток — баллов (это могут быть роботы и конструкторы (с высоким бальным эквивалентом, а также могут быть сувениры с минимальным бальным коэффициентом).
План проведения:
Со всеми участникам, пришедшим на спортивное тестирование, перед непосредственными испытаниями проводится динамичная суставная разминка (10-12 минут) под музыку.
В это же время готовится стол с подарками, проходит градация подарков по баллам:
После разминки делимся на группы в зависимости от количества детей для проведения зачетных соревнований:
1. Прыжок в длину с места толчком двумя ногами
2. Гибкость (наклон вперед из положения стоя с прямыми ногами на полу)
3. Подъем туловища за 1 мин из положения лежа
Исходное положение лёжа на спине на мате, ноги согнуты в коленях под углом 90 градусов, стопы фиксирует помощник, руки за головой, пальцы в замок. Фиксируется количество выполненных упражнений до положения сидя (туловище перпендикулярно полу).
Подъем туловища за 1 мин из положения лежа: 40, 35, 25 раз – мальчики; 35, 30, 20 раз – девочки.
4. Прыжки на скакалке:
Победители получают за каждый конкурс 10 баллов (каждый член команды), проигравшие – 5 баллов (каждый).
«Попади в корзину» (нужны теннисные мячи и 2 корзины). Участники делятся на две команды. На равном расстоянии от них размещены две корзины. Каждой команде выдается по 5 теннисных мячей. Участники в порядке очереди начинают бросать мячи в корзину. Выигрывает тот или та команда, у которой больше попаданий в корзину.
«Забег с картофелиной» (нужны одноразовые ложки и 2 клубня картофеля, а также конусы для обозначения дистанции). Обозначьте мелом линии старта и финиша, желательно также прочертить и беговые дорожки. Первому игроку каждой из них выдается по картофелине и столовой ложке. Он должен, держа картофель в ложке, пробежать до финиша и вернуться обратно, не выронив картофель. Если овощ все же выпал, его поднимают только ложкой, а не рукой. Выигрывает та команда, участники которой справятся с заданием быстрее.
Эстафета «Воздушные кенгуру» (нужны надувные шары и конусы) Разбейте участников на команды и попросите встать друг за другом. Выдайте каждой команде воздушный шар. Первый участник зажимает воздушный шар между колен и, как кенгуру, прыгает с ним до маркера окончания дистанции. Вернувшись таким же образом назад, он передаёт шарик следующему игроку и так далее. Победителем становится команда, чьи игроки первыми закончат эстафету.
Бег с эстафетной палочкой (нужны 2 эстафетные палочки и конусы).
Бег в мешках (нужно 2 мешка и конусы).
По итогам все участники получают сумму баллов, которую смогут обменять на призы, находящиеся на столе с подарками.
Грамотно организованное внеклассное мероприятие становится для школьников не дополнительной нагрузкой, а желанным праздником, возможностью проявить себя. Такие занятия укрепляют коллектив, помогают сформировать у школьников лидерские качества и умение общаться.
специалист по связям с общественностью, пишущий редактор
Понравился материал? Расскажите другим