Внеурочная деятельность по математике в начальной школе

Рассмотрим, какие принципы легли в основу пособий «Занимательная математика» и как внеурочные занятия могут привить интерес к математике.

Обучение математике на факультативе: задачи

Внеурочная работа не должна походить на обычные занятия в классе. При этом любую деятельность, связанную с изучением математики в начальной школе, следует направлять на достижение главной цели: расширения математического кругозора и эрудиции учащихся.

Задачи курса внеурочной деятельности по математике для учеников 1-4 классов:

1. Обучение элементам логической и алгоритмической грамотности, коммуникативным умениям младших школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения.

2. Развитие математических способностей учащихся, наблюдательности, геометрической зоркости, умений анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, решать учебную задачу творчески.

3. Воспитание интереса к предмету, к «открытию» оригинальных путей рассуждения, формирование навыков исследовательской деятельности.

Разберем подробнее, как воплотить это на занятиях.

Общие аспекты внеурочной математической деятельности в начальных классах

  • Игровая ситуация тесно связана с поставленной учебной задачей.

  • Используются дополнительные материалы: танграм, уголки, цветные треугольники.

  • По возможности используется цифровые устройства, в том числе интерактивная доска.

  • Условия игр и компания других игроков сдерживает детей, имеющих сложности с произвольностью поведения.

  • Подход к раскрытию того или иного факта в процессе игры математически корректен, доступен, максимально точен (с учетом возрастных особенностей, требований, конкретных целей).

  • Содержание любой игры предусматривает достижение не только предметных (математических) целей, но целей формирования учебной деятельности, развития образного и логического мышления.

  • Внеклассная работа способствует развитию коммуникативных умений, таких как желание общаться, умение слушать, умение ориентироваться в ситуации (кому, зачем и что говорю), знание норм и правил общения, умение осуществлять контроль за речью, корректировать себя.

Математический материал и универсальные учебные действия в играх

  • Сравнение разных приемов действий, выбор удобных способов для выполнения конкретного задания.

  • Моделирование в процессе совместного обсуждения алгоритма решения числового кроссворда, использование его в ходе самостоятельной работы.

  • Применение изученных способов учебной работы и приемов вычислений для работы с числовыми головоломками.

  • Анализ правил игры, действие в соответствии с заданными правилами, включение в групповую работу.

  • Участие в обсуждении проблемных вопросов, высказывание собственного мнения и аргументация.

  • Аргументация своей позиции в коммуникации, принятие разных мнений, использование критериев для обоснования своего суждения.

Организация математического занятия

Создатели курса «Занимательная математика» предлагают организовать в кабинете несколько центров деятельности:

  • «Математические игры»

  • «Конструкторы»

  • «Занимательные задачи»

  • «Математические головоломки»

  • «Задания на компьютере»

Дети разделяются на группы и работают попеременно в разных рабочих зонах. Это позволяет отойти от строгой формы работы за партами. Центры деятельности можно добавлять, сокращать — в зависимости от учебных задач, особенностей класса, потребностей учеников. Если рабочих зон 5, то групп детей тоже 5. Поскольку занятие длится 45 минут, на каждый центр группе дается 7 минут, а в конце подводится итог работы.

Методические рекомендации по организации внеклассных занятий представляют разнообразные формы работы. Пособия «Школа эрудита XIX века. Занимательная математика» (1-2 классы), кроме самих заданий содержат ответы и разрезной материал.

Примеры заданий:

«Игры с кубиками»

Приготовьте для игры два игральных кубика с точками. Можно вырезать и склеить их, используя приложение рабочей тетради. Запишите в таблицу свои имена. Бросайте по очереди сразу два кубика. Считайте точки на верхних гранях двух кубиков. Записывайте результаты в таблицу. Проведите шесть раундов.

Результат: повторение чисел, развитие социальных навыков.

«Путешествующие точки» (используется поле в клетку)

Проведи линию от отмеченной точки:

  • Одна клетка вправо

  • Одна клетка вниз

  • Одна клетка вправо

  • Одна клетка вниз

Результат: начало развития пространственного мышления.

«Числовые головоломки» (используются поля игры «судоку» 4×4)

Судоку — популярная головоломка с числами. В переводе с японского «су» означает «цифра», «доку» — стоящая отдельно. Расставь цифры от 1 до 4 так, чтобы каждая цифра встречалась только один раз в столбце, в строке и в каждом квадрате из четырех клеток.

Результат: развитие навыков, необходимых для решения числовых головоломок.

Выбор коллективной, групповой игры прежде всего определяется точным учетом уровня развития мышления учеников, уровня сформированности их коммуникативных умений. Кроме того в обучении важно использовать свойство, присущее детской игре — эффективную реализацию потенциала непроизвольного усвоения фактов, сведений, умений.

Смотрите также:

Общая концепция начального образования от Н. Ф. Виноградовой в новом бесплатном пособии «Начальная школа XXI века»!

Дружим с математикой. 2 класс. Рабочая тетрадьКочурова Е. Э.
Задания пособия позволяют предупредить возможные трудности в усвоении основных тем второго года обучения математике, помогают развить пространственные представления, геометрическую наблюдательность учащихся, сформировать навыки самоконтроля.
фон подписки

Новости, мероприятия, идеи — две разные рассылки для тех, кто учит и воспитывает.

Нажимая кнопку «Подписаться» вы даете согласие на обработку персональных данных и получение рассылок в соответствии с условиями.

photo
Сорока Мария

Пишущий редактор, блогер

Теги:Математика,Начальное общее образование

Понравился материал? Расскажите другим

Главная

Сервисы

Каталог

Корзина

Профиль