Волонтерская деятельность педагогов: быть там, где нужны наши опыт и знания

Всем, кто имеет опыт волонтерской деятельности, известно, что помощь людям — это род деятельности, который обогащает опыт и делает жизнь ярче.

Педагог — профессия помогающая; каждый учитель, воспитатель, тьютор, тренер ощущает в душе глубокую потребность быть полезным, незаменимым, оказываться там, где его профессиональные навыки и знания особенно нужны. Объединить команду педагогов и возглавить их волонтерскую работу — сложный и ценный опыт, которым охотно делится заведующая детским садом № 78.

Юридический аспект

Волонтерская деятельность регламентирована федеральным законом № 135-ФЗ от 11 августа 1995 года. Это работа, которая осуществляется только во внерабочее время и только на безвозмездной основе.

Детский сад не имеет юридического статуса добровольческой организации, но если захотят то может быть и получат такой статус.

Что дает волонтерская деятельность самому педагогу?

  • Профессиональный рост. Волонтером движет желание применять свой житейский или профессиональный опыт. Педагоги, логопеды, дефектологи, чтобы применить свой опыт на благо других, узнали много нового о нюансах своей профессии, освоили новые навыки, получили ценную информацию и опыт.

«Когда в наш детский сад обратились мамы детей с ДЦП, для педагогов детского сада открылась новая возможность профессионального роста: чтобы оказывать помощь, им пришлось узнать, как учить таких детей, что для них можно сделать, какова инфраструктура обучения этих детей? Особая мебель, особый режим, физкультура? Любой педагог-волонтер расширяет свой профессиональный диапазон, получает актуальную информацию о своей профессии».

  • Развитие личностных качеств: инициативности, гражданственности, ответственности и готовности творить добро ради других. Это благоприятная почва для самосовершенствования и поиска новых смыслов нашей жизни.

  • Навык общественной деятельности, который и в работе бывает крайне полезен для педагога.

  • Сплочение коллектива: общие заботы, общие подопечные, добрые дела, которые вы сделали вместе, превращают педагогический коллектив в сплоченную и неравнодушную команду.

  • Благоприятный педагогический фон. За волонтерской работой педагогов наблюдают дети — они перенимают положительный опыт, видят в себе силы тоже быть полезными; их личность формируется под воздействием личной инициативы педагогов.

Готовимся к письму. 3-4 года. Дошкольное воспитание. Учебное пособие.Салмина Н.Г., Глебова А.О.
В пособии представлены задания, направленные на подготовку руки к письму, для детей 3-4 лет в условиях дошкольной образовательной организации и в рамках семейного воспитания. Задания представлены в игровой форме или связаны с сюжетом сказок. Пособие соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (2014 г.) Тексты в пособии читает взрослый.

Как удалось дошкольной организации сплотить коллектив для волонтерского движения?

  1. Действие только «снизу». Волонтерская деятельность не может быть навязана или провозглашена администрацией. Это всегда ответ на внутренний личностный запрос людей, на их потребность быть полезными. «Около 4 лет назад мы провели опрос, который показал, что у наших педагогов есть потребность в социальной самореализации. От 79 до 80% педагогов отметили, что им это нужно».

  2. Все начинается с малого. В 2014 году на обращение за помощью ответило всего три человека — но спустя несколько лет вокруг них собрался прочный «костяк» заряженных, заинтересованных и активных людей.

  3. Волонтерство — это часть нас, которую нужно разглядеть. Педагогу важно оказывать помощь в той сфере, которая ему естественна: играть с детьми, учить их, консультировать родителей, помогать советом. Делать то, что и призван делать каждый педагог. «Мы, воспитатели, все немного волонтеры: например, когда родители задерживаются вечером и не могут забрать ребенка вовремя, практически каждый педагог остается с ребенком, бесплатно и добровольно — никто не выставляет родителям счет. Это же и есть волонтерская деятельность, в ее зачатке».

  4. Жизнь сама подсказывает сферы приложения сил. Например, детский сад № 78 соседствует с Центром развития и социализации ребенка «Южный» г. Белгорода. Сама собой родилась идея содействовать адресной помощи детям, оставшимся без попечения родителей.

«Мы не ставим своей целью усыновление или опеку — зато помогаем детям дружить, общаться, понимать друг друга. Наша цель — преодоление социальной депривации детей».

Сейчас между организациями налажено сотрудничество: дети из детского сада и из детского дома ходят друг к другу в гости, показывают спектакли, устраивают «званые обеды», вместе играют и общаются. Детям из детского дома можно пользоваться бассейном и фитобаром детского сада.

Другое направление волонтерской деятельности началось с обращения в детский сад матерей детей-инвалидов. В ответ на их просьбу была организована консультативная группа для детей с ОВЗ, которые не могут посещать детский сад. Затем, внимание педколлектива обратилось к родителям: иногда маме ребенка-инвалида нужна особая помощь: ей нужно просто дать передышку, поиграть немного с ее ребенком, позволить ей хоть ненадолго отвлечься.

Учимся говорить правильно. 4-5 лет. Пособие для детейУшакова О.С.
В пособии представлены задания по развитию речи, направленные на уточнение содержания занятий с детьми в средней группе дошкольной образовательной организации. Пособие соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (2014 г.). Тексты в пособии предназначены для чтения детям взрослыми.

Что может сделать педколлектив детского сада?

Оказывается, очень многое. Приоритетные направления — содействие защите материнства, детства и отцовства; содействие деятельности в сфере образования; профилактика и охрана здоровья граждан; работа с детьми с ОВЗ; пропаганда здорового образа жизни.

Перечень мероприятий, которые планирует для себя каждый год коллектив детского сада № 78 в рамках волонтерской деятельности, очень разнообразен: от ведения бесплатного кружка аквааэробики для мам и малышей на базе детского сада, и заканчивая участием во всероссийских акциях по сбору средств для лечения детей с онкозаболеваниями. Для любого коллектива полезно пробовать разные виды деятельности, это позволяет лучше узнать себя и свой потенциал.

Если присмотреться, существует множество сфер, где опыт и талант педагога просто необходим: донорские дни, ярмарки, городские акции, мастер-классы для больных детей, консультации для семей, попавших в тяжелую жизненную ситуацию. Главное — услышать в себе потребность быть полезным и как следует посмотреть вокруг.

Тайны слов и звуков. Для детей 5-6 лет. Рабочая тетрадь.Журова Л.Е.
Готовясь к первому классу с помощью этой рабочей тетради: ребята научатся составлять простые слова, получат представление о слогах и разных видах звуков (гласных, твердых и мягких согласных), наглядно увидят, как замена одной буквы полностью меняет смысл написанного, и почему надо внимательно относиться к каждому знаку. Все упражнения проходят в игровой форме, что дает возможность заинтересовать детей изучением родного языка.

Чканикова Александра

Теги:Дошкольное образование,Психология и педагогика

Понравился материал? Расскажите другим

Главная

Сервисы

Каталог

Корзина

Профиль