Второстепенные члены предложения: актуализация знаний в 8 классе

Знания, полученные в 8 классе о второстепенных членах, важны, т.к. программа русского языка в 9 классе посвящена изучению синтаксиса и пунктуации.

В учебнике по русскому языку для 8 класса на с. 72 (УМК М. М. Разумовской) актуализация знаний восьмиклассников о второстепенных членах предложения начинается вопросами: Какие члены предложения распространяют грамматическую (предикативную) основу? На какие группы делятся второстепенные члены?

Авторы предлагают выполнить упражнение на основе следующего высказывания:

Далее целесообразно дать характеристику второстепенных членов предложения с точки зрения соединения их с другими членами предложения с помощью трех способов: согласования, управления и примыкания. Например:

Рассматривая более подробно дополнение, нужно отметить, что в роли данного второстепенного члена предложения может выступать неопределенная форма глагола (инфинитив), словосочетание:

В учебнике по русскому языку для 8 класса М. М. Разумовской на с. 79  отмечается, что дополнения бывают прямые и косвенные. Прямые дополнения выражается существительным в именительном падеже без предлога или в родительном падеже без предлога при отрицании, относятся к переходным глаголам, обозначают предмет, на который непосредственно распространяется действие, например:

Косвенными дополнениями являются все остальные:

Закрепляются полученные знания о дополнении как второстепенном члене предложения с помощью выполнения ряда упражнений, направленных на актуализацию знаний о переходных глаголах, формирование умений школьников опознавать и использовать прямые дополнения, выраженные словами или сочетаниями слов, находить ошибки в употреблении существительных, которыми выражены дополнения:

1) Подберите к глаголам знать, заметить, иметь, торопить, исполнять, заключать зависимые существительные в винительном падеже без предлога. С полученными словосочетаниями составьте и запишите предложения. (Необходимо обратить внимание школьников, что в речи переходные глаголы употребляются вместе с прямыми дополнениями, иначе смысл высказываний вне контекста остается неясным.)

2) Завершите предложения прямыми дополнениями, выраженными словами или сочетаниями слов. Стали ли предложения более информативными?

3) Найдите ошибки в употреблении существительных, которыми выражены дополнения. Запишите в исправленном виде.

В ходе выполнения данного задания обучающиеся могут заполнить таблицу, в которой в первой колонке содержатся предложения с ошибками в употреблении существительных (в таблице они выделены полужирным шрифтом), а во второй — это же предложение в исправленном виде.

Ошибки в употреблении существительных Предложение в исправленном виде
Знакомые очень рады за наши успехи. Знакомые очень рады нашим успехам.
Ко мне в голову пришла удачная мысль. Мне в голову пришла удачная мысль.
Жители были разбужены от страшного грохота. Жители были разбужены страшным грохотом.
В сочинении точно описано о дальнейшем развитии сюжета. В сочинении точно описано дальнейшее развитие сюжета.
Вот об этом мы и покажем в следующем телесюжете. Вот это мы и покажем в следующем телесюжете.
Футболистам не пришлось доказывать о своей правоте. Футболистам не пришлось доказывать свою правоту.
На семинаре указали о недостатках в работе тренера. На семинаре указали недостатки в работе тренера.
Новый роман написан в несвойственном для писателя стиле. Новый роман написан несвойственным для писателя стилем.
Нужно больше уделять внимания на здоровье детей. Нужно больше уделять внимания здоровью детей.

При изучении определения как второстепенного члена предложения необходимо акцентировать внимание школьников на функции определения: оно распространяет и поясняет другой член предложения (главного или второстепенного); при этом пояснение, выражаемое определением, может определять лицо, предмет или явление с разных сторон.

Так, определения, которые отвечают на вопрос какой?, указывают на различные признаки предметов (на качество, размер, форму, свойства, материал, из которого изготовлен предмет):

Определения, которые отвечают на вопрос который?, указывают на порядок предметов при счете, например:

Определения, которые отвечают на вопрос чей?, указывают на принадлежность предмета:

В качестве теоретической информации в этом учебнике по русскому языку для восьмого класса дается информация о различении согласованных и несогласованных определений в зависимости от характера подчинительной связи с определяемым словом.

Так, под согласованным определением авторы учебника понимают определения, которые связаны с определяемым словом посредством согласования, т.е. согласованное определение уподобляется определяемому слову в роде, числе и падеже, например:

Под несогласованными определениями понимаются определения, связанные с определяемым словом посредством управления или примыкания:

В качестве контрольно-обобщающего задания может выступить упражнение по составлению таблицы о способах выражения несогласованного определения, видах подчинительной связи несогласованных определений и определяемых слов и ее заполнению своими примерами.

Способы выражения несогласованного определения Примеры
Имя существительное в Р. п. без предлога

Имя существительное в Р. п. с предлогом и другие падежные формы с различными предлогами
Изба лесника состояла из одной комнаты.

В коробке из-под ваксы лежало много разнообразных пуговиц.

Минуты перед боем — особые минуты.

Вглядываясь, он различил женскую фигуру в белой шали, облокотившуюся на перила.

В нем рано проснулась страсть к рисованию.
Наречие Началась самая бешеная скачка вперегонку.
Неопределенная форма глагола (инфинитив) Пришла ей пора опомниться; он имел привычку в середине разговора остановиться и поглядеть пристально смеющимися, ласковыми глазами.
Словосочетание, состоящее из существительного в косвенном падеже и относящегося к нему прилагательного. существительного и количественного числительного Сосны чрезвычайной прямизны шли мимо саней.

Мальчик лет пятнадцати, кудрявый и краснощекий, сидел кучером.

Приложение рассматривается авторами как особая группа определений, выраженных существительным с определяемым словом в падеже.

Среди теоретической информации о приложении учебник содержит следующие сведения о нем. Приложение, определяя предмет, может обозначать его качества, свойства (старушка-мать), видовой признак (гриб боровик, летчик-космонавт), род деятельности (соседка-учитель), называть имена, фамилии, клички, географические названия, названия газет, журналов, предприятий, художественных произведений (девочка Оля, собака Шарик, соседка Петренко, газета «Вечерняя Москва», озеро Байкал).

Среди упражнений, закрепляющих знания о приложении и формирующих умения идентифицировать его в текстах и использовать в речи, можно назвать следующие.

4) Прочитайте предложения. В выделенных словосочетаниях укажите, какое слово является определяемым, а какое — приложением.

5) Спишите. Приложения, стоящие в скобках, употребите в нужном падеже. на месте скобок, где необходимо, поставьте дефис.

На наш взгляд, в ходе выполнения данного упражнения целесообразно использовать таблицу, приведенную ниже.

Исходные предложения (со скобками) Предложения с названиями рек, сел, городов, выраженными склоняемыми существительными, которые согласованы с определяемым словом в падеже (без скобок)
Река Кама впадает в (великая русская река Волга). Река Кама впадает в великую русскую реку Волгу.
Ученые(гидрологи) подтвердят это полушутливое притязание. Ученые-гидрологи подтвердят это полушутливое притязание.
Авторитет реки (Волга), видимо, побеждает, сестры сливаются водами и текут уже большой Волгой. Авторитет реки Волги, видимо, побеждает, сестры сливаются водами и текут уже большой Волгой.
Река(кормилица), река(дорога), река(красавица) называют реку (Волга). Река-кормилица, река-дорога, река-красавица называют реку Волгу.

Обстоятельство на уроках русского языка рассматривается как второстепенный член предложения, обозначающий различные обстоятельства, при которых происходит действие, и отвечающий на вопросы о месте, времени, причине, цели, образе действия.

В учебнике «Теория. Русский язык. 5-9 классы» (УМК В. В. Бабайцевой) информация об основных видах обстоятельств обобщена в схему, а значит, более понятна для восьмиклассников. Так, таблица «Основные виды обстоятельств» может быть использована на уроке русского языка в 8 классе, посвященном рассмотрению этого второстепенного члена предложения.

Таблица 2 — Основные виды обстоятельств

Обстоятельства Вопросы Примеры
Места где? куда? откуда? И хорошо мне здесь остановиться и, глядя вдаль, подумать, помечтать.

С горы бежит поток проворный.
Времени когда? как долго? с каких пор? Однажды в студеную зимнюю пору я из лесу вышел.

Так лежит она целые дни и целые ночи, тихая, печальная.

От восхода до заката жизнью улицы кипят.
Причины почему? отчего? по какой причине? Сенокос запоздал из-за дождей.

И все почему-то вздохнули.

От жары и духоты книзу клонятся цветы.
Образа действия и степени как? каким образом? в какой степени? Снег падал медленно и бесшумно.

Не очень-то я его боюсь.

Место оказалось совсем неудачным.
Сравнения как? За печкой тикал, как ходики, сверчок.

Под голубыми небесами великолепными коврами, блестя на солнце, снег лежит.
Цели зачем? для чего? с какой целью? Ягненок в жаркий день зашел к ручью напиться.

Пчела за данью полевой летит из кельи восковой.
Условия при каком условии? Чуден Днепр при тихой погоде.
Уступки несмотря на что? В домах, несмотря на ранний час, горели лампы.

Работа над второстепенными членами предложения может сопровождаться рядом упражнений по развитию речи:

1) Составьте 6-10 предложений. Охарактеризуйте в них деятельность известных вам ученых, спортсменов, употребив с этой целью в качестве обстоятельств наречия блестяще, внимательно, всесторонне, детально, настойчиво, основательно, скрупулезно, тщательно. Определите вид обстоятельств.

2) Используя материалы учебника истории, энциклопедические словари, напишите в форме краткой статьи в Детскую энциклопедию о выдающихся людях России первой половины XIX века: физиках В. В. Петрове, П. Л. Шиллинге, Б. С. Якоби, металлурге П. П. Аносове, химике Н. Н. Зинине, хирурге Н. И. Пирогове, историке Н. М. Карамзине и др.

В качестве упражнения, подготавливающего восьмиклассников к итоговому собеседованию в девятом классе, может выступить упражнение такого характера:

3) Прочитайте медленно, вдумчиво текст о знаменитой лыжнице, четырехкратной олимпийской чемпионке Раи́се Петро́вне Смета́ниной (родилась в 1952 году). Что вам показалось особенно интересным в ее биографии и спортивной деятельности? Напишите именно об этом. Озаглавьте свою работу.

Методические советы

Представленная методическая работа над темой «Второстепенные члены предложения» является одним из вариантов проведения уроков данной тематики: содержание любого учебно-методического комплекса — это «конструктор», с помощью которого учитель может создавать тот или иной урок, руководствуясь определенными целью и задачами.

В ходе изучения темы необходимо более подробно остановиться на синтаксическом разборе двусоставного предложения, составить план его разбора вместе с ребятами или предложить следующие его пункты.

Необходимо дать образец синтаксического разбора предложения. Пример письменного разбора может выглядеть следующим образом:

Устный разбор может быть таким:

В ходе рассмотрения темы «Второстепенные члены предложения» важно обратить внимание на то, что к одному и тому же второстепенному члену предложения часто можно задать несколько вопросов. Поэтому от того, какой вопрос мы зададим к слову (как правило, существительному), зависит, каким членом предложения оно будет являться. Например, в словосочетании жители леса к существительному леса можно задать вопрос чего? и какие?

Что такое второстепенные члены предложения?

Второстепенными называются члены предложения, находящиеся в зависимости от главных или других членов предложения и выполняющие функцию уточнения, пояснения или дополнения господствующих слов.

Виды второстепенных членов

По грамматическим значениям второстепенные члены предложения делятся на:

  • - определения,
  • - дополнения,
  • - обстоятельства.

Причем в предложении определения относятся к подлежащему и другим членам предложения, а дополнения и обстоятельства относятся к сказуемому.

Виды определений, дополнений, обстоятельств

Русский язык. 8 класс. Учебник Разумовская М. М., Львова С. И., Капинос В. И.
Учебник, продолжающий завершённую линию учебно-методических комплектов по русскому языку для 5-9 классов, написан по оригинальной авторской методике, реализующей идею синтеза речевого развития школьников со специальной лингвистической подготовкой.

Определение

Определение — второстепенный член предложения, обозначающий признак, качество, свойство предмета и отвечающий на вопросы: какой? который? чей?

  • На улице стояла пасмурная погода.
    Погода какая? — пасмурная — определение, при разборе предложения подчеркивается волнистой линией.

По способу выражения определения делятся на:

  • согласованные,
  • несогласованные.

Согласованными называются определения, согласующиеся в числе, роде и падеже со словом, к которому они относятся (с определяемым словом). В предложении с прямым порядком слов согласованные определения находятся перед словом, к которому они относятся.

  • Вся комната буквально утопала в цвете лета: зелёнЫЕ обои на стенах, зеленЫЙ столик, зеленАЯ софа.

Несогласованными называются определения, соотносящиеся с главным словом подчинительной связью (по типу управления или примыкания).

  • Николай внёс всех участников в список группы. Список (какой?) группы — (сущ. + предлог).
  • Её лицо озарила улыбка. Лицо (чьё?) её — (притяж. местоим. 3 л.).

Обстоятельство

Обстоятельство — второстепенный член предложения, обозначающий как, когда, где и при каких обстоятельствах совершается действие. Обстоятельства выражаются именами существительными в косвенных падежах (как с предлогом, так и без него), инфинитивом, наречиями и деепричастиями. При разборе предложения подчеркивается штрихпунктирной линией.

Обстоятельства делятся на следующие виды:

Вид Указание Пример
Обстоятельство времени Временные показатели совершаемого действия. Я сейчас очень спешу.

Спешу (когда?) сейчас.
Обстоятельство места Место или направление действия. Вдали сверкнула молния.

Сверкнула (где?) вдали.
Обстоятельство образа действия Образ совершения действия. Павлик тихонько засмеялся.

Засмеялся (как?) тихонько.
Обстоятельство меры и степени Мера пространства и времени, степень качества. Я дважды повторила свои условия.

Повторила (сколько?) дважды.
Обстоятельство причины Причина совершения действия. Поход пришлось отложить из-за непогоды.

Отложить (из-за чего?) из-за непогоды.
Обстоятельство цели Цель совершения действия. Через неделю мы поедем отдыхать.

Поедем (куда? что делать?) отдыхать.
Обстоятельство условия Условие, при котором действие будет совершено. В случае грозы мы отложим поездку.

Отложим (при каком условии?)в случае грозы.
Обстоятельство уступки Условие, невзирая на которое действие совершается. Денис продолжал отстаивать своё мнение несмотря на угрозу ссоры.

Продолжал отстаивать (вопреки чему? несмотря на что?) несмотря на угрозу.

Дополнение

Дополнение — второстепенный член предложения, обозначающий предмет и отвечающий на вопросы косвенных падежей (всех падежей, кроме именительного).

  • Лена и Петя долго рисовали красками.

    Рисовали (чем?) красками — дополнение, при разборе предложения подчеркивается пунктирной линией.

Различают прямое и косвенное дополнения.

Прямыми называется дополнения, находящиеся в форме именительного падежа, без предлога, относящиеся к переходному глаголу, или в форме родительного падежа, относящиеся к переходному глаголу с отрицанием:

  • Я старался не замечать шуток.
  • Пришло время написать сочинение.

Косвенными являются все остальные типы дополнений:

  • Я собирался подарить горшочек с мёдом.
  • По телевизору передавали новости о трагедии.

Таблица второстепенных членов

Второстеп. член предложения

Обозначение

Вопрос

Господств. член предл-я

Выражение

Определение Признак предмета Какой?

Чей?
  • подлежащее,
  • дополнение,
  • обстоятельство
Вопросы косв. падежей:
  • существ.,
  • прилагат.,
  • местоим.,
  • порядковое числительное,
  • причастие
Дополнение Предмет Вопросы косв. падежей:
  • - Кого?
  • - Что?
  • - Чего?
  • - Кому?
  • - Чему?
  • - Кем?
  • - Чем?
  • - О ком?
  • - О чём?
  • сказуемое
Вопросы косв. падежей:
  • существ.,
  • местоим.,
  • количеств. числительное
Обстоятельство Место, способ действия, цель, причина и т.д.
  • - Где?
  • - Когда?
  • - Как?
  • - Каким образом? и др.
  • сказуемое
Вопросы косв. падежей:
  • наречие,
  • существ. с предлогом,
  • глагол,
  • деепричастие
фон подписки

Новости, мероприятия, идеи — две разные рассылки для тех, кто учит и воспитывает.

Нажимая кнопку «Подписаться» вы даете согласие на обработку персональных данных и получение рассылок в соответствии с условиями.

photo
Светлана Керенская

Учитель русского языка и литературы МБ НОУ «Гимназии № 70» г. Новокузнецка

Теги:Основное общее образование,Русский язык

Понравился материал? Расскажите другим

Главная

Сервисы

Каталог

Корзина

Профиль