Ян Амос Коменский: часть вторая истории о саде, где каждый цветок расцветал в своё время

В XVII веке, когда школы больше напоминали тюрьмы, чем храмы знаний, чешский педагог посмотрел на природу и увидел в ней идеальную учительницу.

Основное изображение

Ян Амос Коменский создал педагогическую философию, которая опередила время на века и до сих пор остаётся актуальной. Начало истории читайте в первой части статьи.

Природа как главный педагог

«Природа тщательно приспособляется к удобному времени», — писал Коменский, наблюдая за тем, как птица не начинает высиживать птенцов зимой или летом, а выбирает весну. Эта простая мысль легла в основу революционного принципа: образование человека нужно начинать в весну жизни — в детстве.

Педагог заметил, что всё в природе происходит постепенно, без скачков. Птенец не учится летать сразу — сначала мать кормит его, затем он оперяется, потом упражняется в полёте. Так родилась идея последовательности в обучении: «Вся совокупность учебных занятий должна быть тщательно разделена на классы, так чтобы предшествующее всегда открывало дорогу последующему».

Все дети способны учиться

В эпоху, когда образование было привилегией избранных, Коменский провозгласил: «Образование должно получать всё юношество, за исключением разве тех, кому Бог отказал в разуме». Он выделил шесть типов учеников — от «орлов» с острым умом до самых медлительных — и для каждого нашёл подход.

«Неукротимые молодые лошади становятся прекрасными, если к ним применяется правильное обучение», — утверждал педагог, рассказывая об афинском полководце Фемистокле, который в юности был неуправляемым. Даже для самых сложных учеников Коменский не терял надежды:

В природе для всего испорченного есть противодействующие средства.

Учение без принуждения

Коменский первым понял то, что современная наука нейропедагогика подтвердила только недавно: принуждение разрушает желание учиться. «Если едят без аппетита, то в результате это вызовет только тошноту», — образно объяснял он. Вместо этого нужно «воспламенять в детях горячее стремление к знанию».

Школа, по его мнению, должна быть «приятным местом» — светлой, чистой, украшенной картинами и картами, с садом для прогулок. «Дети будут посещать школу с не меньшей охотой, чем обыкновенно они посещают ярмарки», — мечтал педагог.

Учиться на деле, а не на словах

«Тому, что следует выполнять, нужно учиться на деле», — этот принцип Коменского звучит ультрасовременно. Он призывал: пусть школы станут «мастерскими, в которых кипит работа», где учатся писать — упражняясь в письме, говорить — упражняясь в речи.

Великий педагог понимал силу наглядности: «Всё, что только можно, предоставлять для восприятия чувствами». Он предлагал изображать на стенах классов теоремы и правила, использовать картины и схемы. Современные интерактивные доски — это воплощение его мечты.

Огонь жжёт, сжигает
Облака
Очки для лица и зеркала

Скачайте полный набор из пяти открыток с цитатами великого педагога

Авторизуйтесь, чтобы скачать материал
  • Ян Амос Коменский: рассуждения

    Формат .PDF

    6.7 Мб

    Скачать

Один учитель для множества учеников

Коменский доказывал, что один учитель может работать с сотнями учеников, если правильно организовать процесс. Он предложил систему старших учеников-наставников и принцип «учить всех вместе». «Как солнце не спускается к отдельным деревьям, но, рассеивая лучи со своей высоты, сразу освещает всё полушарие», — так должен работать учитель.

Образование для жизни

«Всё должно изучаться не для школы, а для жизни», — эта фраза Коменского стала крылатой. Он требовал показывать ученикам практическую пользу каждого предмета: «Иначе всё будет представляться детям каким-то чудовищем с того света».

Педагог мечтал о всестороннем развитии: нужно образовывать «разум, язык и руки» одновременно, чтобы человек мог «разумно созерцать, выражать словами и осуществлять в действии».

Четыре века спустя принципы Коменского поражают своей современностью. Индивидуальный подход, развивающее обучение, практико-ориентированность, использование наглядности — всё это сегодня считается передовыми педагогическими технологиями.

Школы — мастерские гуманности, если они достигают того, что люди становятся действительно людьми.

В его понимании образование должно воспитывать не просто знающих, а мудрых, добродетельных и деятельных людей.

Великий педагог создал образ школы как сада, где каждый ученик — это цветок, который расцветает в своё время при бережном и мудром уходе. Эта метафора остаётся одной из самых точных и поэтичных формулировок педагогического искусства.

фон подписки

Новости, мероприятия, идеи — две разные рассылки для тех, кто учит и воспитывает.

Нажимая кнопку «Подписаться» вы даете согласие на обработку персональных данных и получение рассылок в соответствии с условиями.

Автор

photo
Ольга Протасова

Педагог-психолог, историк, журналист, пишущий редактор

Теги:Культура,Лекторий,Педагогиеское образование

Понравился материал? Расскажите другим

Главная

Сервисы

Каталог

Корзина

Профиль