Ян Амос Коменский: часть первая истории о саде, где каждый цветок расцветал в своё время

О трагической судьбе педагога, опередившего свою эпоху на несколько столетий.

Основное изображение

В 1592 году в маленьком моравском местечке Нивнице родился мальчик, которому суждено было изменить представление о том, как должны учиться дети. Ян Амос Коменский прожил долгую и трагическую жизнь, полную скитаний, но создал педагогику покоя — систему, где ребёнок может расти без насилия и страха. Возможно, только тот, кто познал всю меру человеческой жестокости, способен изобрести подлинную гуманность.

Детство без детства

Ян рос в семье, принадлежавшей к общине «Чешские братья» — религиозному движению, которое особенно заботилось об образовании детей. Его отец, Мартин, владел мельницей и считался образованным человеком по меркам того времени. Но счастливое детство закончилось внезапно: в 12 лет эпидемия унесла родителей и двух братьев Яна. Мальчик остался сиротой.

Возможно, именно эта ранняя трагедия заставила будущего педагога так глубоко понимать детскую душу. Ян попал в латинскую школу в Пшерове, где царила схоластическая система обучения — зубрёжка, побои, полное пренебрежение к природе ребёнка. Годы, проведённые в этой школе, он считал потерянными, и позже писал:

«Школы стали для молодёжи не местом игры и наслаждения, а местом тяжёлой работы и мучения».

Учитель, рождённый из боли

В 22 года Коменский стал руководителем той самой школы, где когда-то учился. Теперь он мог воплотить свои идеи на практике. Нарушая все каноны, он ввёл наглядность в обучение, водил детей на прогулки, старался сделать учение привлекательным. Это был революционный подход для XVII века.

«Осада (Оборона церковного двора во время Тридцатилетней войны)», Карл Фридрих Лессинг (1848)

Но мирная жизнь снова оборвалась. Началась Тридцатилетняя война, и католики захватили город. В 1621 году дом Коменского сгорел вместе с библиотекой и рукописями. Год спустя чума унесла его жену и двоих детей. В 30 лет он остался совершенно один.

Скитания и «Великая дидактика»

Следующие 28 лет Коменский провёл в польском городе Лешно, куда бежали «Чешские братья». Здесь, вдали от родины, он создал свои главные труды. В «Материнской школе» он впервые в истории педагогики подробно описал, как воспитывать детей до шести лет. В «Великой дидактике» сформулировал принципы, которые кажутся очевидными сегодня, но были революционными тогда.

«Учить всех всему» — вот его лозунг. Коменский верил, что каждый ребёнок способен к обучению, независимо от происхождения.

Он сравнивал детский ум с чистой доской, на которой можно написать что угодно, но только если знать, как это делать правильно.

Садовник человеческих душ


Коменский часто использовал метафору сада. «Как молодые деревца легче заставить расти так или иначе, чем взрослое дерево, — писал он, — таким же образом гораздо скорее можно направлять ко всему доброму юношество в первые годы его жизни».

Учитель для него — не владыка природы, а её помощник, садовник, который знает, когда поливать, когда подрезать, а когда просто терпеливо ждать.

Его принцип природосообразности означал: нужно учитывать возрастные особенности детей, их интересы и способности. «Ничего нельзя заставлять заучивать, кроме того, что хорошо понятно», — утверждал педагог. В эпоху, когда детей заставляли механически зубрить латынь, это звучало как ересь.

Иоанн-Амос Коменский. В год Христов 1665-й, в возрасте 74 лет.

Этот портрет нарисовал, позаботился о гравировке на меди и посвятил в честь «высокопрославленного мужа» Криспин де Пас.

Кристоф (или Христиан) Хагенс — «нарисовал и вырезал (выгравировал)».

Мир в картинках

В Венгрии Коменский создал первый в мире иллюстрированный учебник — «Мир чувственных вещей в картинках».

Формально книга предназначалась для изучения латыни — языка науки того времени. Без латинского образованный человек был немыслим: на нём писали трактаты, вели научные споры, общались учёные разных стран. Но Коменский, как всегда, мыслил шире. Его учебник решал задачу более фундаментальную — показать, как вообще должно происходить познание мира.

150 гравюр превратили книгу в настоящую энциклопедию «видимого мира». Здесь были и звёзды, и растения, и ремёсла, и человеческие страсти — весь космос, доступный детскому восприятию. Коменский словно материализовал свою мечту о «Пансофии» — всеобъемлющей мудрости, которую можно передать через образы.

Успех был ошеломляющим. Книга переиздавалась по всей Европе до самого конца XVIII века. Лейбниц называл её основой элементарного преподавания, Гёте восхищался, что не встречал «ни одной книги подобного рода». Спустя два века к ней обращался русский педагог Ушинский.

Скачайте карточки

Авторизуйтесь, чтобы скачать материал
  • Цитаты великого педагога Яна Амоса Коменского

    Формат .PDF

    1.5 Мб

    Скачать

Последние годы

В 1670 году, в возрасте 78 лет, Коменский умер в Амстердаме. Последние годы он посвятил не педагогике, а попыткам освободить родину. В работе «Ангел мира» призывал человечество решать споры без оружия и насилия — опять же, идея, опередившая время на столетия.

«Вся моя жизнь протекала не на родине, а в непрерывных скитаниях», — с горечью писал он в автобиографии. Но, возможно, именно эти скитания и боль потерь сделали его великим педагогом-гуманистом.

Коменский понимал: каждый ребёнок — как цветок в саду, у каждого своё время цвести. Задача учителя — не торопить и не принуждать, а создать условия, при которых каждый сможет раскрыть свой потенциал. Спустя четыре века эта мудрость остаётся актуальной для каждого, кто работает с детьми.

фон подписки

Новости, мероприятия, идеи — две разные рассылки для тех, кто учит и воспитывает.

Нажимая кнопку «Подписаться» вы даете согласие на обработку персональных данных и получение рассылок в соответствии с условиями.

Автор

photo
Ольга Протасова

Педагог-психолог, историк, журналист, пишущий редактор

Теги:Культура,Лекторий,Педагогиеское образование

Понравился материал? Расскажите другим

Главная

Сервисы

Каталог

Корзина

Профиль