Ольга Давыдова
Педагог-психолог, историк, пишущий редактор
Minecraft и Second Life могут развивать креативность, стратегическое мышление и обучать новым навыкам.
Засекайте таймер: мы отнимем у вас три минуты, чтобы доказать: каждый клик мыши в правильном направлении может приблизить к лучшим оценкам в дневнике и новым полезным навыкам между ушами.
Minecraft — игра про копание и строительство. На первый взгляд. Примерно через полчаса понимаешь, что это целая вселенная, где игроки создают собственные миры из блоков, похожих на виртуальное Lego. Через час появляется предположение, что Minecraft развивает воображение и отлично учит планированию и ресурсному менеджменту. Школьник наглядно осваивает бюджет: ведь для создания чего-то большого и сложного нужно накопить достаточное количество материалов.
Играем в Minecraft
Навыки:
Проектное мышление: что, как, в каком темпе, из чего и зачем они будут строить.
Решение проблем: ищем способы защитить свой дом от монстров (или других игроков) или решить, как лучше распределить ресурсы.
Сотрудничество: в многопользовательском режиме хочешь не хочешь, а придётся работать в команде, делясь задачами и материалами.
Second Life — это виртуальный мир, где пользователи могут создавать себе «аватары» и взаимодействовать с другими людьми в огромной цифровой вселенной. Здесь можно вести бизнес, учиться, устраивать выставки и концерты. Место, где креативные и предприимчивые могут реализовать себя в самых разных сферах. И при этом не потерять деньги на «не тот бизнес» и время на «не тот диплом».
Навыки:
Социальные навыки: общение с людьми со всего мира, эмпатия, языки, коммуникабельность.
Знания по экономике: управление виртуальным бизнесом даёт понимание самых необходимых основ предпринимательства.
Креативное мышление: создание объектов и даже мероприятий развивает способности дизайнера, организатора, продюсера.
Уже несколько лет говорят, что всему можно найти применение, а играм — и нужно, особенно если стоит задача вовлечь школьников в образовательный процесс и подтолкнуть тех, кого мотивация совсем покинула.
Кстати, существует Minecraft: Education Edition. Это специальная версия игры, разработанная для использования в классах. Здесь есть и учебные планы, и студенческие портфолио и даже инструменты для оценки успеваемости.
Учителя используют Minecraft для:
моделирования физических процессов, например, вулканической активности, что позволяет учащимся визуализировать сложные концепции;
строительства исторических памятников и воссоздания древних городов, чтобы погрузиться в изучение истории и архитектуры различных культур;
решения задач на пропорции, геометрию и площади — всё-таки пространственное мышление развивается куда быстрее, когда задачу можно фактически «разобрать на блоки».
Справедливое опасение. С такими играми легко забыть, что существует мир без битов и байтов. Как привести ребенка обратно, не вызвав бунт? Давайте разбираться.
Как оторвать ребёнка от компьютера
Определите часы, когда путешествие в цифровой мир разрешено, и когда приходит время возвращаться домой — в реальность. Определять лучше вместе с подростком, только так согласованные правила будут исполняться.
– ААА! Мне нужно еще пять минут, чтобы дойти до сохранения.
– ААА! Хорошо.
Когда подросток скандалит из-за желания «доиграть ещё чуть-чуть», важнее всего сохранять спокойствие. Объясните, что вы понимаете его желание завершить игру «до того самого-самого важного места», но также настаиваете на необходимости соблюдать установленные правила.
Предложите компромисс: да, ещё пять минут можно, но после этого точно отключаемся. А если подросток не отключится, то накладывается заранее определённое (в тех же правилах, что и часы / дни для игр) последствие. Например, временное ограничение доступа к играм, включая образовательно-игровые приложения.
— Но мама! Как же я буду готовиться к уроку по физике! Ты что, хочешь, чтобы я хуже учился?
— Готовиться будешь по старинке, как твоя мама в каменном веке: с помощью тетради и учебника. Воспаление хитрости пройдёт, а мотивация соблюдать правила вернётся.
Но именно последствие, не наказание.
Важно, чтобы подросток понимал: соблюдение договоренностей и установленных правил — это часть его ответственности и уважения к другим членам семьи.
Давайте честно: если в компьютере постоянно интереснее, чем за его пределами, нет ничего удивительного в цифровом бегстве. Заманите подростка за пределы его цифровой комнаты: курсы программирования? занятия по стрельбе? мастер-класс по керамике? бёрдвотчинг в соседнем парке?
Выбирать вам, исходя из ресурсов.
Создайте традицию семейных мероприятий, которых будут ждать все. Это может быть еженедельный вечер настольных игр; совместные ужины (кухню выбирает тот, кто ни разу не нарушил цифровые правила — вот и дополнительная мотивация), на которых каждый рассказывает о своих приключениях за неделю; или субботние походы за город.
— Так это время надо тратить!
— Да. На детей и себя надо тратить время, чтобы оно не съедалось цифровым пространством.
Понравился материал? Расскажите другим