Живопись. Первый год обучения

Становление руки, выработка собственного взгляда и стиля в рисунке невозможны без сложной и трудоемкой, но интересной работы в художественной школе.

Наш разговор посвящен новинке, которая вышла в издательстве «Просвещение» и посвящена первому году освоения рисунка. Учебно-методический комплект разработан по заказу Минкультуры специально для учеников художественных школ, школ искусств и общеобразовательных школ с углубленным изучением образовательной области «искусство».

УМК «Рисунок»:

  • первый комплект, который реализует дополнительную предпрофессиональную программу в области изобразительного искусства;

  • соответствует федеральным государственным требованиям к реализации предпрофессиональных программ «рисунок», «живопись», «декоративно-прикладное творчество», «дизайн» и «архитектура».

Состав УМК:

  1. Учебное пособие.

  2. Рабочая программа.

  3. Методическое пособие для преподавателей (на сайте издательства).

Авторы учебника — Ирина Владимировна Ловцова и Игорь Иванович Корнеев — опытные педагоги и заслуженные деятели в области изобразительного искусства. Их профессиональный стаж и экспертный подход легли в основу содержания книги.

Само содержание разбито на разделы, а разделы поделены на темы. Задача учебника — научить ребят видеть, понимать и, наконец, изображать трехмерную форму на двухмерном пространстве листа. Для этого важно использовать теоретические и практические навыки, а также научный подход, ведь практика без теории вряд ли возможна. Композиция, построение формы, перспектива, распределение света, светотень, навыки графического приема изображения — обо всем этом необходимо сначала прочитать.

В УМК «Рисунок» заключены несколько задач:

  • Технические

  • Академические

  • Композиционные

  • Орнаментальные

Рисунок. 1 год обучения. Учебное пособие Ловцова Ирина Владимировна
Учебное пособие «Рисунок. 1 год обучения» предназначено для учащихся детских художественных школ, школ искусства, общеобразовательных организаций с углублённым изучением предметов художественно-эстетического цикла. Данное учебное пособие знакомит учащихся с историей становления и развития искусства рисунка на примере работ выдающихся мастеров графики стран Европы и России на разных исторических этапах развития этого вида искусства во всём многообразии его жанров. В учебном пособии излагаются сведения о материалах (сухих и мягких) рисунка и техниках, способах работы ими, раскрываются научные основы учебного рисунка, связанные с построением изображений реальной формы на плоскости, даются сведения по проблемам композиции, перспективы, теории теней и светотеневой проработке рисунка.

Структура теоретической части

К каждой теме выбран эпиграф, который предваряет ее изучение. Обычно в роли эпиграфа выступает цитата известного художника или деятеля искусств, которая логически открывает те перспективы, которые мы увидим в тексте учебника:

Учебник содержит большое количество иллюстраций, на которые можно опереться при переходе от теории к практике.

Научное обоснование тех или иных явлений и приемов работы предполагает наличие определений, понятий. Помимо этого в книгу включены всевозможные заметки — исторические, научно-популярные и просто любопытные, а в конце темы приведены вопросы и задания, направленные на освоение или проверку знаний.

Структура практической части

Цветные иллюстрации в книге важны, ведь рисунок невозможно воспринимать в черно-белом изображении: необходимо видеть шероховатость линий, слои, технику штриховки и растушевки, понимать, как работают разные по твердости материалы.

Практическую часть предвосхищает предисловие. Затем подробно описаны этапы работы. Преподавателю важно видеть и чувствовать, что ребенок понимает, как нужно работать, чтобы увидеть результат своего труда.


Помимо линейного рисунка, который выполняют ученики, мы увидим еще и техническую задачу. Этот этап включает в себя работу тоном и правила выполнения этой работы. Затем композиционные построения, задания для самостоятельной работы. В заключении книги — словарь с терминами, которые необходимо усвоить ученикам.

Типология заданий в учебном пособии

Тренировочные задания на закрепление навыков владения:

  • линией;

  • нажимом карандаша;

  • штриховкой;

  • глазомером и т.д.

По времени:

  • длительный и краткосрочный рисунок;

  • наброски и зарисовки.

Выразительные средства:

  • линия; 

  • штриховка; 

  • тушевка и т.д.

Задания на владение принципом выбора техники исполнения

Рисунок:

  • простых предметов

  • предметов, различных по тону

  • сквозной, с одной или двумя точками входа

  • объема силуэта 

По назначению:

  • учебные.

Тренировочные упражнения направлены на усвоение технических приемов: проведение линий, деление линий на отрезки, чтобы разработать глазомер, выполнение штриховки (ведь необходимо удерживать амплитуду руки, уметь рисовать прямые, изогнутые линии и плоские предметы).

Линейное построение предметов: целостное видение натуры видение формы предмета выработка навыков гармоничного симметричного и несимметричного изображения

В линейном построении важна не только сама форма, но и тональная штриховка.

А вот линейно-конструктивное построение ставит перед учениками задачу перейти от простого изображения предмета к изображению его объема, то есть проанализировать предметную форму. Этот тип построения позволяет видеть объем, форму и положение предмета в трехмерном пространстве.

Дальше вместе с учениками начинаем осваивать линейно-конструктивный рисунок с легкой теневой проработкой. С помощью такой техники мы анализируем пропорции, строение, и в итоге видим, как из простых геометричесикх тел создать изображение животных, птиц или человека. На этом этапе мы смотрим на рисунок не как на создание живописного изображения, а как на предмет анализа, некую конструкцию, которую нужно изобразить на плоскости.

Задания на освоение разнообразных художественных материалов и техник, передача материальности

Ребята будут учиться изображать различные структуры материалов: плюш, перо, вещественные предметы, а позже, уже в старших классах, — металлы, керамику, дерево. Для этого важно знать, какие материалы использовать при создании рисунка — твердые или мягкие.

В учебнике материал собран от простого к сложному и структурирован так, что по нему можно работать не только с преподавателем в художественной школе, но и самостоятельно. Каждая книга разбита по годам и является той базой, которую каждый ученик должен освоить за один год обучения.

Теги:Искусство,Основное общее образование,Статьи

Понравился материал? Расскажите другим

Главная

Сервисы

Каталог

Корзина

Профиль