25 июня 2021, 10:00
7 мин

Цифровая зрелость образования: от строительства школ до учебного контента

Цифровая зрелость образования: от строительства школ до учебного контента

В Нижнем Новгороде в рамках глобальной конференции «Цифровая индустрия промышленной России» («ЦИПР») состоялась панельная дискуссия «Цифровая зрелость системы образования субъектов». Представители государственных ведомств и эксперты в сфере современных технологий рассказали, какое значение имеет цифровая зрелость для образования и как оценить готовность регионов к цифровой трансформации.

Модератор секции, вице-президент, исполнительный директор кластера информационных технологий фонда «Сколково» Константин Паршин обратил внимание, что если раньше «цифру» рассматривали как элемент дополнительного образования, то сейчас современные технологии становятся неотъемлемой частью основного. Цифровая зрелость — степень готовности к внедрению цифровых решений в учебные процессы — становится измеримой. Но как понять, на каком уровне цифровой зрелости находится система образования в регионах?

По словам президента Группы компаний «Просвещение» Михаила Кожевникова, цифровую зрелость можно поделить на несколько уровней: первый — это инфраструктура, второй — цифровизация управления инфраструктурой, третий уровень — создание метрик (чтобы определить, как цифровые ресурсы влияют на результат), а также четвертый уровень — введение алгоритмов и создание индивидуальных образовательных траекторий.

Мы понимаем, что наиболее эффективная модель образования — это смешанная модель офлайн- и онлайн-форматов. Перед нами стоит задача научного обоснования этой модели с точки зрения психологии, нейрофизиологии. Важно понять, как работа с цифровыми инструментами в школе и вузе влияет на когнитивное развитие, какие метрики при этом нужно использовать.

По словам министра образования, науки и молодежной политики Нижегородской области Ольги Петровой, сегодня система образования ищет баланс, который позволит совмещать офлайн- и онлайн-форматы:

В России и, в частности, в Нижегородской области есть успешные примеры школ, которые научились это делать. Демонстрация подобных кейсов является хорошим способом показать преимущества онлайн-формата родителям, которым в период пандемии пришлось самим становиться педагогами и разбираться в системе. Но, безусловно, только грамотная комбинация онлайн- и офлайн-форматов, а также системная работа позволят выстроить модель, обеспечивающую цифровую зрелость всей системы образования.

Замминистра науки и высшего образования России Александр Нарукавников рассказал, что в ведомстве выделяют четыре уровня цифровой трансформации вузов — низкий, начальный, базовый и высокий:

У нас «на борту» несколько вузов, на которых мы отрабатываем методику оценки. Сейчас активно формируем цифровых проректоров — CDTO вузов. Дальше запускаем обучение, причем будем сразу формировать цифровые команды вузов в количестве не менее пяти человек. Они будут разрабатывать программы цифровой трансформации, результаты которых мы будем оценивать.

По словам заместителя директора департамента по работе с ключевыми клиентами «БАРС Груп» Анастасии Есиповой, цифровая зрелость системы образования влияет на конкурентоспособность как регионов, так и страны в целом за счет развитого потенциала детей:

Это формирование функционально-грамотного подрастающего поколения и специалистов, которые эффективно используют в своей работе IT-технологии.

Управляющий партнер компании Skyeng Александр Ларьяновский выделил ключевые вопросы, которые могут возникнуть при формировании цифровой зрелости:

Сегодня для большинства людей цифровое образование — это обмен сообщениями и демонстрация видеоконтента. Хотя на самом деле это данные и алгоритмы. Кроме того, для участников учебного процесса — учителей, разработчиков образовательных сервисов и предпринимателей, а также государства — горизонт планирования может отличаться. Свести разные горизонты планирования в одно целое — это большая задача, которую необходимо решить, чтобы мы смогли работать вместе и достигать необходимых результатов.

По итогам дискуссии участники согласились, что для развития цифровой зрелости образования важно объединить усилия всех заинтересованных сторон и прежде всего — бизнеса и государства.

Теги:Цифровой продукт,Цифровые инновации

Понравился материал? Расскажите другим

08 июня

Сотрудники «Просвещения» получили почётные награды Президента РФ

22 июля

Состоялось первое очное заседание Совета директоров ГК «Просвещение»

Главная

Сервисы

Каталог

Корзина

Профиль