24 декабря 2021, 10:00
10 мин

Развитие международного сотрудничества в области образования обсудили на форуме «Сделано в России»

Форум "Сделано в России"

В декабре на Международном экспортном форуме «Сделано в России» в рамках сессии «Экспорт российского образования» эксперты рассказали о международном сотрудничестве в сфере образования, озвучили наработки в развитии экспорта образования, а также рассмотрели проблематику этого направления.

Среди спикеров выступили:

  • Сергей Шатунов, Директор Департамента международного сотрудничества и связей с общественностью Минпросвещения России

  • Татевик Карабекян, Заместитель директора Департамента государственной политики в сфере среднего профессионального образования и профессионального обучения Минпросвещения России.

  • Павел Зенькович, Вице-президент по развитию Группы компаний «Просвещение»

  • Ирина Лазаренко, Ректор Алтайского педагогического государственного университета.

  • Сергей Тарасов, Исполняющий обязанности ректора Российского Государственного Педагогического Университета им. А. И. Герцена

  • Сергей Малышев, исполняющий обязанности директора ФГБОУ МЦО «Интердом» им.Е.Д.Стасовой

  • Татьяна Макарова, заместитель директора по педагогической работе МДЦ «Артек»

Директор Департамента международного сотрудничества и связей с общественностью Минпросвещения России Сергей Шатунов сделал обзор образовательного сотрудничества Российской Федерации с Италией, Францией, Китаем, государствами СНГ и некоторыми другими странами.

Министерство Просвещения России ведет активную гуманитарную работу в Киргизии, Таджикистане, Туркменистане, а также Монголии. В этих странах создаются совместные образовательные организации, планируется построение школ, в которых будет вестись обучение на русском языке. Также расширяется сотрудничество в области взаимного изучения языков с Итальянской и Французской республиками.

В 2021 году прошел Фестиваль детского творчества России и Китая «Дипломатия дружбы». На базе ВДЦ «Орлёнок» был открыт российско-китайский центр культурных и языковых обменов, в котором летом 2021 года прошли занятия по знакомству с китайской культурой и языком, участниками которых стали более 2200 детей из всех регионов РФ.

Уже более 240 российских учителей в рамках большого гуманитарного проекта Минпросвещения России «Российский учитель за рубежом», преподают русский язык и литературу, а также математику, географию, химию и другие предметы в общеобразовательных организациях.

Для повышения качества преподавания русского языка как иностранного за рубежом МПГУ в 2021 году проводит курсы повышения квалификации для педагогов в таких государствах как: Абхазия, Азербайджан, Армения, Казахстан, Таджикистан, Туркменистан, Киргизия, Сербия, Польша, Молдова, Южная Осетия, КНР, Латвия, Литва, Словакия, Эстония, Турция, Вьетнам, Украина, Монголия.

Разрабатываются новые учебники и учебно-методические комплексы для общеобразовательных школ Узбекистана. Так, в рамках проекта «Класс» в Ташкенте вышли 480 тысяч новых учебников по русскому языку, по которым уже с сентября занимаются второклассники школ республики, общий тираж издания составил более 600 тысяч экземпляров. В рамках гуманитарного проекта «Малыш» совместно с министерством дошкольного образования Республики Узбекистан проводится комплексный анализ системы дошкольного образования Республики Узбекистан. Было проведено 10 онлайн-семинаров по методике образовательной и воспитательной деятельности в дошкольных образовательных учреждениях, число просмотров которых достигло более 45 тысяч.

Также Минпросвещения проводит мероприятия, направленные на продвижение российского образования и изучение русского языка. При грантовой поддержке Минпросвещения России СПбГУ в декабре прошлого года провел «Международную олимпиаду по русскому языку как иностранному» в дистанционном формате. В ней приняли участие более 9000 человек из 148 стран мира.

Заместитель директора Департамента государственной политики в сфере среднего профессионального образования и профессионального обучения Минпросвещения России, Татевик Карабекян отметила, что Российская Федерация в системе среднего профессионального образования является лидеров в мире, что подтверждается результатами участия российских студентов в чемпионатах мира и Европы. Кроме этого Россия является организатором подобных чемпионатов: в 2021 году в Казани состоялся Worldskills Russia 2021, в 2023 году в Санкт-Петербурге пройдет чемпионат EuroSkills.

Также было отмечено развитие инклюзии в системе среднего профессионального образования. Активно развивается движение «Абилимпикс» — чемпионатное движение для лиц с ограниченными возможностями здоровья. В следующем году Российская Федерация станет местом проведения такого мирового чемпионата. В движение «Абилимпикс» хотят войти Армения, Азербайджан, Узбекистан, Казахстан и Беларусь.

Проект ранней профессиональной ориентации обучающихся 6–11 классов школ «Билет в будущее» получил просветительскую премию «Знание». Этот проект также заинтересовал зарубежных коллег, Минпросвещения работает над тем, чтобы похожие проекты быть реализованными в других странах.

Новый стратегический проект Минпросвещения России — «Профессионалитет» направлен на плотное взаимодействие с работодателями, предприятиями и поможет внедрить новые программы и запустить образовательно-производственные кластеры. В рамках с Германией и Беларусью представители проекта поделились идеями и наработками.

Вице-президент по развитию ГК «Просвещение» Павел Зенькович обратил в ходе дискуссии внимание на необходимость подключать к работе по экспорту образования не только государственные, но и бизнес-структуры. Он также отметил, что стоит возобновить практику выдвижения в другие страны с образовательными экспортными миссиями, которые позволят укрепить российское влияние на сферу международного образования.

Ректор Алтайского педагогического государственного университета, Ирина Лазаренко рассказала, что университет уже сотрудничает с Казахстаном, Монголией, Узбекистаном, Туркменистаном, Киргизией в разных направлениях, а сейчас ведет совместную работу с Таджикистаном. Помимо этого университет реализуют вместе с Самаркандским лингвистическим институтом программу «Лингвистическая филология». Совместно с этим совместно с этим институтом они готовят специалистов, которые не только будут преподавать на русском языке и русский язык, но и смогут выступать в качестве наставников, которые смогут поддерживать других учителей, преподающих физику, математику и иные предметы на русском языке.

Помимо этого, Ирина Лазаренко обратила внимание на следующие проблемы:

Необходимость поддержки со стороны Министерства Просвещения в процедуре выдачи документа, дающего право на сертификацию после тестирования преподавателя;

Сложность процедуры открытия и последующего функционирования филиалов педагогических университетов

Также она отметила необходимость иметь программу сотрудничества с различными государствами, например странами Европы, странами СНГ.

Исполняющий обязанности ректора Российского Государственного Педагогического Университета им. А. И. Герцена Сергей Тарасов во время дискуссии пояснил: ведется тестирование преподавателей с точки зрения владения русским языком. Выполняя госзадание Минпросвещения, университет подготовил линейку учебников для узбекских школ, также в плане на 2022 год разработка набора учебников для Таджикистана и Великобритании.

Директор ФГБОУ МЦО «Интердома» Сергей Малышев подчеркнул, что развитие экспорта школьного образования увеличивает поток студентов в российские вузы. Он также добавил, что, помимо преподавателей русского языка как иностранного, за рубежом востребованы и российские преподаватели-предметники.

За рубежом широко распространено понятие «russian sciences» («русские науки»), в число которых входят математика, физика, химия, информатика — те дисциплины, по которым наши школьники показывают блестящие результаты на международных олимпиадах.

Успехи на олимпиадах поднимают престиж общего образования. В этой связи также поднимается запрос стран — участников олимпиад в российских педагогах-предметниках.

Заместитель директора по педагогической работе МДЦ «Артек» Татьяна Макарова рассказала: главная цель международных смен в лагере — расширение знаний в области русского языка и культуры у иностранных детей и юных соотечественников, проживающих за рубежом. Проект ориентирован на развитие интереса детей к изучению русского языка, приобретению новых знаний об истории России и ее современных достижениях.

Мы ставим перед собой задачу влюбить ребенка в «Артек». Через его влюбленность в наш лагерь — что происходит очень быстро и легко — мы влюбляем ребенка в Россию.

В заключении все эксперты согласились с тем, что для продуктивной работы в направлении экспорта российского образования необходима строгая координация между структурами и ведомствами, важна консолидация усилий всех департаментов и сторон. Помимо этого, важно проведение профессиональной инвентаризации и понимание, какая структура и где эффективнее работает, складывать усилия, не дублируя друг друга.

Теги:Учебная литература,Языки народов России

Понравился материал? Расскажите другим

14 декабря

Учебник настоящего: о возможностях и функциях школьной литературы рассказали в Санкт-Петербурге

14 января

Эксперт: «Наша главная задача – правильная организация системы питания детей»

Главная

Сервисы

Каталог

Корзина

Профиль