7 июня, 9:00

Михаил Кожевников: Реально можно увеличить количество студентов в 2-3 раза, но они не падают с неба



Президент "Просвещения" - об экспорте образования, лидерстве математической школы и иностранных студентах.

Российские вузы могут привлекать втрое больше иностранных студентов, а их количество напрямую влияет на потенциал страны в сфере экспорта образования. Как высчитывается его объем, в чем российская школа дает фору западным и откуда нам привлекать студентов, в интервью МИЦ "Известия" на полях Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ) рассказал президент группы компаний "Просвещение" Михаил Кожевников.

 - Михаил Юрьевич, у нас к вам много вопросов. В частности, хотели бы поговорить о глобальной конкурентоспособности российского образования и его экспортном потенциале. Что вообще вкладывается в такое понятие "экспорт образования"?

- Экспорт образования - это количество людей, которые не являются гражданами РФ, но получили российское образование. Фактически объем экспорта образования определяется количеством таких людей, их влиянием как на мировую, так и на российскую экономику, тем, что они вынесли из обучения в России. Их навыки, возможности, их участие в создании общей мировой ценности определяет статус России как мировой державы по экспорту образования. Поэтому чем больше иностранных студентов обучается в России, тем выше потенциал России на мировой арене - вне зависимости от того, уезжают они обратно к себе или остаются у нас.

 - Какую позицию, на Ваш взгляд, занимает российская школа на международной арене образования?

 - Если говорить про среднюю школу, то огромный потенциал ее развития на мировой арене заключается, прежде всего, в математической школе. Потому что на сегодняшний день математическая школа РФ - она номер один. И в США, и в Китае, и во многих других странах это признано, там стараются применять как можно больше российских методик. К сожалению, мы пока этим потенциалом пользуемся недостаточно активно. Я надеюсь, что в ближайшие несколько лет ситуация будет меняться.

Помимо этого, у нас высокий потенциал по образованию в сфере искусств, но это уже больше относится к дополнительному образованию.

 - А если мы исключим математику, какие остаются конкурентоспособные предметы?

 - Российская физика и химия находятся на топовом уровне, так как математика является основой для преподавания этих наук. Поэтому потенциал у нас очень большой. Если говорить про высшую школу, сильных сторон больше: это и гуманитарные науки, и управление, и медицина, специальности на стыке наук, все, что касается космоса, и многое другое. У российского высшего образования экспортный потенциал намного больше. И сегодня [на ПМЭФ] как раз была панельная сессия с участием министра образования и науки, губернаторов и представителей ведущих университетов РФ об экспорте образования и тех перспективах, которые есть у российских вузов в привлечении иностранных студентов.

- Показатели уже растут?

 - Цифры растут. И планы по этому росту достаточно амбициозны. Задача - удвоить экспортный потенциал в ближайшие четыре года. И я думаю, что эта задача может быть даже перевыполнена.

- В этой программе участвуют в основном Москва и Санкт-Петербурге или региональные вузы тоже подтягиваются?

 - Стоит задача подтянуть регионы, конечно. Пока в лидерах Москва и Петербург, но очень активно развивается Дальневосточный федеральный университет во Владивостоке, очень большой потенциал у уральских университетов - это и Екатеринбург, и Пермь. Я думаю, что потенциал велик также у центральных и сибирских регионов. В Томске, например, много иностранных студентов. Есть и специальности, на которые иностранные студенты будут приезжать сюда с удовольствием, есть возможность и у городов обеспечить комфортные условия, к которым привыкли иностранные студенты.

- Студентов из каких стран больше всего в России?

- Конечно, основа - это страны СНГ. Много студентов из Китая, Индии, Северной Африки и Латинской Америки. Но потенциал потока из этих стран кратный - реально можно увеличить количество студентов в 2-3 раза. Это даст и существенный потенциал для развития экономики конкретных регионов, куда эти студенты будут попадать, и потенциал в развитии статуса России как передовой державы, потому что образование на сегодняшний день - основной драйвер экономики.

- Мы начали разговор с преимуществ российского образования. А в чем мы уступаем западным и европейским странам?

 - Мы должны сосредоточить максимальное количество усилий на том, чтобы российская школа была больше ориентирована на практику, чтобы детям показывали возможные будущие профессии. И чтобы профессиональная мотивация была основой обучения в старшей школе как минимум. Именно практикоориентированность позволяет добиваться тех результатов в экономике, того статуса в образовании, которые помогают потом студентам находить работу, быть востребованными и чувствовать себя успешными.

Очень важно присутствие российской школы за рубежом. Студенты не падают с неба: они же заканчивают школу в своих странах, потом приезжают уже куда-то поступать в вузы. И если российские школы будут присутствовать в большинстве стран - не только СНГ, но и Азии, Африки и Латинской Америки, хотя бы в единичных экземплярах - они будут иметь колоссальный потенциал и станут драйвером развития наших будущих студентов, партнеров и, не побоюсь этого слова, друзей. С местом учебы, с сокурсниками создается определенная связь, которая сохраняется очень надолго и в будущем определяет мышление человека.

 - Какие форматы поддержки экспорта российского образования на практике реализует группа компаний "Просвещение"?

- "Просвещение" сейчас только приступает к этому направлению. Тема школьного образования близка и понятна нам. Мы очень активно сотрудничаем с иностранными партнерами в плане экспортного содержания образования. У нас есть опыт передачи методик преподавания физики, математики и гуманитарных наук в такие страны, как Израиль, Японию, страны СНГ и другие. У нас налажен контакт с коллегами, которые хотят адаптировать содержание российских программ по вышеупомянутым предметам.

Что касается привлечения студентов, для нас эта тема - вызов. Она чрезвычайно интересна, в ближайшее время мы будем заниматься этим очень детально, и, думаю, эффективно.

- Может ли помочь "Просвещение" в развитии практикоориентированности, о нехватке которой Вы говорили?

 - Как интегратор всех образовательных услуг "Просвещение" как раз и занимается созданием условий для обеспечения этой практикоориентированности. С одной стороны, мы развиваем содержательную часть образования, а с другой, понимаем, что нужно научить учителей всем тем содержательным инновациям, которые сейчас вводятся. Кроме того, нужно создать определенную инфраструктуру, которая позволила бы преподавателям на практике применять эти инновации.

Интервью опубликовано на сайте «Известий».