15 июля, 12:00

Критик или друг? Учителя узнали, каким должен быть педагог-наставник



В финале конкурса для педагогов-наставников «Большая перемена» организована дистанционная образовательная программа «Наставничество: технологии, методы и актуальные практики». В ней принимают участие 557 учителей со всей страны. Программа рассчитана на активных и мудрых наставников, которые хотят узнать больше о цифровых технологиях, развитии исследовательской и проектной деятельности и практиках для профессионального самоопределения ребят. Спикеры ГК «Просвещение» активно включились в создание нового направления по объединению учителей-наставников и выступили перед участниками с живым диалогом.

Миссия программы — создание региональных сообществ педагогов-наставников и клубов «Большая перемена».

10 июля перед участниками конкурса выступили Татьяна Смирнова — директор и учитель ЧОУ «Образ», автор учебников литературы, и Галина Крюкова — ведущий методист ГК «Просвещение».

К живому диалогу спикеров присоединились учителя из нескольких регионов России. Эксперты поделились опытом интересного и эффективного взаимодействия наставников с молодыми специалистами. Татьяна Смирнова рассказала о «Гильдии словесников», общении молодых специалистов и опытных учителей, и о том, почему авторитетным наставником по праву можно считать Александра Архангельского, с которым они вместе создали учебники.

Одна из главных задач мудрого наставника — научить молодого специалиста взаимодействовать с учеником, — подчеркивает Татьяна Смирнова. Молодому педагогу прежде всего важно разглядеть, заметить личность ребенка. Не возлюбить и принять его без оглядки, а именно разглядеть, чтобы сначала увидеть в нем человека.

«Если у вас никогда не было собственного учителя, которому хочется хоть в чем-то подражать, которого вы очень любите и уважаете, то стать педагогом будет непросто», — считает Татьяна Смирнова, директор и учитель ЧОУ «Образ», автор учебников литературы.

Ассоциация «Гильдия словесников» решает многие проблемы, связанные с наставничеством, — уточнила Галина Крюкова. Ведь это тоже педагогическое сообщество, которое было создано, можно сказать, на почве сопротивления, когда вводили ЕГЭ по литературе и отменили сочинение.

Татьяна Смирнова рассказала: молодые учителя в «Гильдии словесников» всегда могут рассчитывать на помощь старших коллег.

«Правила сообщества едины: нужно быть открытым, корректным, соблюдать этикет. Это хорошая школа общения, в которой люди учатся очень многому. "Гильдия словесников" ежегодно проводит Свободные встречи — мероприятия, которые проводятся на каникулах, чтобы учителя смогли посетить их очно. В этом году очередная встреча пройдет в конце августа в Санкт-Петербурге. Формат встреч — методический баттл. Педагоги проводят тренировочные уроки на одну и ту же тему. Это живое захватывающее зрелище, мастер-класс для всех зрителей», — прокомментировала Татьяна Смирнова.

Галина Крюкова заметила: выпускникам педагогических вузов не нравится, когда на школьной практике к ним относятся как к ученикам. Им важно, чтобы опытные педагоги принимали их как коллег. А значит, и учительское сообщество не может работать односторонне — только на эффективность — оно должно быть еще и интересным. Так можно ли превратить взаимодействие наставников и молодых специалистов в увлекательный и полезный для обеих сторон процесс?

Если это будет практический опыт и практический разговор, то и сообщество станет живым, — уверена Татьяна Смирнова.

«Живой разговор о проблемах всегда интересен. Но очень важно при этом, чтобы у этих разговоров были опытные, интеллигентные и вместе с тем сильные модераторы. Это просто необходимо — чтобы избежать излишней эмоциональности в беседах и соблюдать элементарные правила этикета», — заверила Татьяна Смирнова.

По словам Галины Крюковой, наставник объединяет в себе несколько ролей. Но могут ли в одном человеке гармонично сочетаться тренер, лидер, друг, критик, помощник, командир и наблюдатель? И вообще, как правильно мотивировать молодого специалиста?

«Есть такая фраза: мотивацию создать невозможно. Нельзя запланировать и родить ребенка в точный срок. То же и с мотивацией. Мы создаем не саму мотивацию, а условия для нее. Просто невозможно научить того, кто не хочет учиться. Это работает и с детьми, и со взрослыми. Если человек хочет учиться, он учится всегда и у всех. В этом смысле задача наставника — просто быть открытым и доброжелательным, готовым помочь, снять барьер страха», — заметила Татьяна Смирнова.

Татьяна Смирнова подчеркнула: между наставником и молодым педагогом не может быть дружбы в привычном понимании, но это не мешает дружеским отношениям мудрого наставника и молодого учителя. Старший педагог всегда немного советчик, немного тренер. Исправлять ошибки, замечать промахи — это одновременно и одна из учительских задач, и серьезная причина профессиональной деформации.

«Попробуйте сначала заметить что-то хорошее. Фиксируйте внимание на человеке. И, самое главное, признавайте свои ошибки! Рассказывайте о собственных и чужих недочетах — вспомните, что Пушкин на двойку знал математику, а Бунина вовсе выгнали из гимназии. Не надо валяться перед другими людьми в грязи, терять свой авторитет, но подбадривать их собственным несовершенством — хорошая практика. Наш коллега Александр Архангельский как-то сказал, что перечитывает книги, потому что плохо помнит их содержание. Публика выдохнула — раз так говорит признанный эксперт, то мы тоже можем не стесняться быть несовершенными», — рассказала Татьяна Смирнова.