Эксперты «Просвещения» представили цифровые продукты компании в рамках методической лаборатории ИСРО РАО
Каким может или должен быть «образ действия» учителя-словесника, готового решать самые разные вопросы обновления содержания образования? Об этом шёл разговор 12 мая 2022 года во время работы Методической лаборатории «Образ действия»: подготовка учителя-словесника к работе в современной языковой ситуации.
Формат встречи был привычным для всех: было решено, что мы все — участники урока, где будет и мотивационный компонент (участники говорили о себе и отвечали на вопросы), и актуализация знаний, и этап проектирования выхода из затруднений (представление методических находок, педагогического опыта), и рефлексия.
Сотрудники лаборатории филологического общего образования вместе с коллегами из Москвы и Московской области обсуждали проблемы, которые, на взгляд молодых коллег, требуют незамедлительного решения: как мотивировать сегодняшнего ученика читать классическую литературу или изучать историю языка? Как формировать само желание учиться? Подготовка к ЕГЭ или изучение системы языка должны стать основой учебного процесса? Это только кажется, что легко ответить в каждом конкретном случае.
Елена Николаевна Князева, заместитель директора Института стратегии развития образования РАО, рассказала о ресурсах портала «Единое содержание общего образования», которые уже сегодня помогают учителю в ежедневной работе.
Людмила Викторовна Лагунова, начальник отдела содержания и методов обучения в сфере начального общего, основного общего и среднего общего образования Департамента государственной политики и управления в сфере общего образования Министерства просвещения Российской Федерации, ответила на вопросы:
как выстраивать сегодня проектную работу и оценивать достижения учащихся;
стоит ли ждать отмены существующей формы экзамена;
как быть с учебниками, которые не в полной мере отвечают запросам и учителя, и учеников.
Ирэн Юрьевна Гац, профессор кафедры методики преподавания русского языка и литературы Московского государственного областного университета, один из идеологов и организаторов этой встречи, Владимир Петрович Кучин, старший преподаватель кафедры русской литературы XX века МГОУ, кандидат филологических наук, поддерживали своих сегодняшних магистрантов и вчерашних выпускников.
Какой же современный урок без цифровых технологий? Галина Васильевна Крюкова, ведущий методист ГК «Просвещение», и Евгений Сергеевич Карауш, руководитель образовательных проектов, рассказали о флагманских цифровых продуктах и сервисах издательства. Сервис «Учим стихи» и инструменты, позволяющие организовать и выстроить проектную работу, уже очень востребованы и у педагогов, и у школьников!
Самой обсуждаемой частью «урока» стали выступления молодых учителей. Никаких докладов, никакого чтения — только диалог и импровизация!
Даниил Николаевич Ананьев, учитель русского языка и литературы ГБОУ города Москвы «Школа „Марьино“ имени маршала авиации А.Е. Голованова», говорил о курсе внеурочной деятельности «Осмысленное чтение».
Елена Михайловна Королева, учитель русского языка и литературы, классный руководитель ГБОУ города Москвы «Школа № 1950», поделилась опытом создания медиапродуктов в условиях групповой работы школьников.
Елизавета Евгеньевна Линькова, учитель русского языка, литературы и английского языка МБОУ СОШ № 31, г. Химки, задала всем присутствующим вопрос: «Какого читателя мы воспитываем на уроке литературы?»
Дмитрий Анатольевич Махов, магистрант МГОУ, учитель словесности, замдиректора по УВР Лицей «Парус», г. Подольск, показал, какой результат может быть при использовании кейсовой технологии в построении индивидуальной программы обучения школьника.
Олег Сергеевич Харитонов, учитель русского языка и литературы школы № 9, г. Лобня, убедил всех, что без теории литературы невозможно говорить о развитии читательских компетенций школьников на уроке литературы.
Конечно, сопереживали всем участникам урока сотрудники лаборатории филологического общего образования: Наталья Васильевна Беляева, Жанна Николаевна Критарова, Мария Александровна Аристова — авторы примерных рабочих программ по литературе — комментировали выступления и отвечали на вопросы; Ольга Макаровна Александрова и Юлия Николаевна Гостева, авторы примерных рабочих программ по русскому языку — работали с чатом. Главное было сказано: нужно «искать свои ключи» и не уходить из школы!
К работе подключились коллеги из Институтов развития образования Ярославской и Липецкой областей, Республики Удмуртия, специалисты Вологодской области и г. Таганрога, Мордовского государственного педагогического университета имени М.Е. Евсевьева и Казанского федерального университета. Есть уверенность, что следующая встреча Методической лаборатории «Образ действия» пройдёт с участием наших коллег из регионов.
Как и положено, урок включал и проектирование «домашнего задания»: мы определяли, какая же проблема станет предметом обсуждения на следующей встрече.
Если и вы хотите стать участником — пишите нам: filolog@instrao.ru
Понравился материал? Расскажите другим