17 мая, 10:00

Методическая лаборатория в ИСРО РАО: идеи молодых учителей, цифровые сервисы и диалог поколений



Каким может или должен быть «образ действия» учителя-словесника, готового решать самые разные вопросы обновления содержания образования? Об этом шёл разговор 12 мая 2022 года во время работы Методической лаборатории «Образ действия»: подготовка учителя-словесника к работе в современной языковой ситуации".

Формат встречи был привычным для всех: было решено, что мы все — участники урока, где будет и мотивационный компонент (участники говорили о себе и отвечали на вопросы), и актуализация знаний, и этап проектирования выхода из затруднений (представление методических находок, педагогического опыта), и рефлексия.

Сотрудники лаборатории филологического общего образования вместе с коллегами из Москвы и Московской области обсуждали проблемы, которые, на взгляд молодых коллег, требуют незамедлительного решения: как мотивировать сегодняшнего ученика читать классическую литературу или изучать историю языка? Как формировать само желание учиться? Подготовка к ЕГЭ или изучение системы языка должны стать основой учебного процесса? Это только кажется, что легко ответить в каждом конкретном случае.

Елена Николаевна Князева, заместитель директора Института стратегии развития образования РАО, рассказала о ресурсах портала «Единое содержание общего образования», которые уже сегодня помогают учителю в ежедневной работе.

Людмила Викторовна Лагунова, начальник отдела содержания и методов обучения в сфере начального общего, основного общего и среднего общего образования Департамента государственной политики и управления в сфере общего образования Министерства просвещения Российской Федерации, ответила на вопросы:

  • как выстраивать сегодня проектную работу и оценивать достижения учащихся;
  • стоит ли ждать отмены существующей формы экзамена;
  • как быть с учебниками, которые не в полной мере отвечают запросам и учителя, и учеников.

Ирэн Юрьевна Гац, профессор кафедры методики преподавания русского языка и литературы Московского государственного областного университета, один из идеологов и организаторов этой встречи, Владимир Петрович Кучин, старший преподаватель кафедры русской литературы XX века МГОУ, кандидат филологических наук, поддерживали своих сегодняшних магистрантов и вчерашних выпускников.

Какой же современный урок без цифровых технологий? Галина Васильевна Крюкова, ведущий методист ГК «Просвещение», и Евгений Сергеевич Карауш, руководитель образовательных проектов, рассказали о флагманских цифровых продуктах и сервисах издательства. Сервис «Учим стихи» и инструменты, позволяющие организовать и выстроить проектную работу, уже очень востребованы и у педагогов, и у школьников!

«Время толстых портфелей учителей и учеников прошло. Цифровой портфель — вот наше „прекрасное далёко“. Будущее наступило. В прекрасный и яростный мир образования вышли выпускники педагогического. Они признают авторитеты, они обозначают проблемы, они предлагают решения. „Образ действия“ — отличная метафора сегодняшнего дня», — рассказала Галина Крюкова.

Самой обсуждаемой частью «урока» стали выступления молодых учителей. Никаких докладов, никакого чтения — только диалог и импровизация!

Даниил Николаевич Ананьев, учитель русского языка и литературы ГБОУ города Москвы «Школа „Марьино“ имени маршала авиации А.Е. Голованова», говорил о курсе внеурочной деятельности «Осмысленное чтение».

Елена Михайловна Королева, учитель русского языка и литературы, классный руководитель ГБОУ города Москвы «Школа № 1950», поделилась опытом создания медиапродуктов в условиях групповой работы школьников.

Елизавета Евгеньевна Линькова, учитель русского языка, литературы и английского языка МБОУ СОШ № 31, г. Химки, задала всем присутствующим вопрос: «Какого читателя мы воспитываем на уроке литературы?»

Дмитрий Анатольевич Махов, магистрант МГОУ, учитель словесности, замдиректора по УВР Лицей «Парус», г. Подольск, показал, какой результат может быть при использовании кейсовой технологии в построении индивидуальной программы обучения школьника.

Олег Сергеевич Харитонов, учитель русского языка и литературы школы № 9, г. Лобня, убедил всех, что без теории литературы невозможно говорить о развитии читательских компетенций школьников на уроке литературы.

Конечно, сопереживали всем участникам урока сотрудники лаборатории филологического общего образования: Наталья Васильевна Беляева, Жанна Николаевна Критарова, Мария Александровна Аристова — авторы примерных рабочих программ по литературе — комментировали выступления и отвечали на вопросы; Ольга Макаровна Александрова и Юлия Николаевна Гостева, авторы примерных рабочих программ по русскому языку — работали с чатом. Главное было сказано: нужно «искать свои ключи» и не уходить из школы!

К работе подключились коллеги из Институтов развития образования Ярославской и Липецкой областей, Республики Удмуртия, специалисты Вологодской области и г. Таганрога, Мордовского государственного педагогического университета имени М.Е. Евсевьева и Казанского федерального университета. Есть уверенность, что следующая встреча Методической лаборатории «Образ действия» пройдёт с участием наших коллег из регионов.

Как и положено, урок включал и проектирование «домашнего задания»: мы определяли, какая же проблема станет предметом обсуждения на следующей встрече.

Если и вы хотите стать участником — пишите нам: filolog@instrao.ru

«Это был потрясающий опыт сотрудничества со старшими коллегами, замечательная возможность обогатиться опытом коллег и поделиться своим, пообщаться с авторами учебников и рабочих программ по русскому языку и литературе, а также повидаться с однокурсниками). И главное — мы смогли сделать свой маленький вклад в процесс развития школьного филологического образования. А для молодого педагога очень ценно, что его голос слышат», — поделился Олег Харитонов, учитель русского языка и литературы школы № 9, г. Лобня

 

 

Изображение: Education illustrations by Storyset