8 августа, 10:00

В «Просвещении» обсудили меры по снижению документарной нагрузки на учителей



На совещании межрегиональной рабочей группы обсудили основные подходы к осуществлению контроля за исполнением нового закона, а также дальнейшие шаги по снижению бюрократии в системе образования.
В офисе ГК «Просвещение» состоялось заседание межрегиональной рабочей группы, осуществляющей реализацию проекта по снижению документарной нагрузки на педагогов российских школ. Соответствующий закон был подписан Президентом России 14 июля.

«Мы очень плотно взаимодействуем с учительским сообществом и часто сталкиваемся с жалобами педагогов на огромную бюрократическую нагрузку. Наша первостепенная задача — помогать учителям, делать их работу комфортнее, чтобы они меньше отвлекались на бумажную волокиту, а сосредоточились на том, что действительно важно — на обучении детей, общении с ними. Именно поэтому группа компаний „Просвещение“ выступила инициатором принятия закона о снижении документарной нагрузки на педагогов. После принятия этого закона мы совместно с коллегами из Минпросвещения, Рособрнадзора и руководителями систем образования регионов сразу начали активную работу по его выполнению», — рассказал Михаил Кожевников, президент ГК «Просвещение».

На встрече рабочей группы присутствовали заместитель руководителя Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Евгений Семченко, советник Министра просвещения Мария Муркова, а также руководители систем образования Московской, Пензенской, Липецкой и Нижегородской областей, которые являются пилотными регионами по разработке и реализации мероприятий по снижению документарной нагрузки.

По словам руководителя рабочей группы, директора по развитию АНО ДПО «Просвещение-Столица» Натальи Алтыниковой, которая выступила модератором встречи, одной из первостепенных задач для рабочей группы и для «Просвещения» является донести до педагогов информацию о новом законе, рассказать им об их правах и обязанностях, в том числе и отразить это в должностных инструкциях. Также необходимо довести новые нормы закона до всех ведомств и инстанций, которые запрашивают информацию и отчеты у школ. Согласно новым нормам, образовательные организации имеют право не отвечать на запросы по предоставлению информации других ведомств и перенаправить эти запросы учредителю, который принимает решение, как поступить с запросом. Эта норма послужит стимулятором для сокращения мониторингов на региональном и федеральном уровнях, и поспособствует автоматизации процессов.

«Мы уже завершили обсуждение предлагаемого перечня отчетных документов учителя. Одна из новых норм закона связана как раз с тем, что теперь Министерство просвещения будет формировать перечень отчетных документов педагогических работников. На данный момент он включает в себя рабочую программу учебного курса, журнал учета успеваемости, журнал внеурочной деятельности, а также для классных руководителей — план воспитательной работы и характеристики на обучающихся. Для соблюдения этой нормы сейчас важно провести аудит и актуализацию мониторингов и нормативно-правовых актов федерального, регионального и локального уровней и устранить избыточные требования к учителю. Еще одной важной задачей для нас является снижение документарной нагрузки на администрацию школы. Для этого мы считаем необходимым сформировать номенклатуру дел школы, за пределами которой никто ничего запрашивать не должен, а также обеспечить интеграцию федеральных и региональных информационных систем, что позволит получать необходимую разным ведомствам информацию без дополнительных запросов в школу. Мы понимаем, что проблема бюрократии очень сложная, но мы шаг за шагом будем ее решать», — рассказала Наталья Алтыникова.

Министр образования Пензенской области Алексей Комаров поделился опытом межведомственной работы, которая начата в регионе для снижения документарной нагрузки:

«Мы провели совещание с участием руководителей всех ведомств, запрашивающих информацию у системы образования и увидели, что ни у одного ведомства нет четкого понимания какая конкретно нужна информация от школы и зачем. Поэтому мы решили создать межведомственную рабочую группу по формированию конечного списка документов и информации, требуемых от школы, а также по созданию общих платформенных решений, для автоматизации процесса загрузки и получения той или иной информации», — отметил Алексей Комаров.

Новым пилотным регионом по сокращению документарной нагрузки на педагогов стала Нижегородская область. Представители системы образования региона поделились с коллегами своим опытом.

«По результатам разных проверок мы увидели, что школы очень часто сами перегружают себя работой. Законодательство меняется, они не успевают идти в ногу с ним и что-то отсекать. В результате школа не всегда готова ответить на вопрос, почему они готовят такое большое количество документов. Мы предложили проект в рамках бережливой технологии. Была идея создать модель школы, приближенной к идеальной, и совместно разработать кейсы под разные направления деятельности — то есть образцы, шаблоны документов, выверенные с точки зрения законодательства, чтобы их могли использовать все остальные образовательные организации в своей деятельности», — рассказала Надежда Павлова, начальник отдела правового регулирования и профилактики правонарушений управления по контролю и надзору в сфере образования, науки и молодежной политики Нижегородской области.

Изображение: Abstract вектор создан(а) vectorjuice - ru.freepik.com