13 февраля, 18:00

Учебники для школ с русским (неродным) и родным (нерусским) языком обучения могут стать основой для обеспечения равных образовательных возможностей

Педагогическая политика России предусматривает самореализацию граждан, независимо от национальной принадлежности. Но этому препятствует комплекс проблем, связанных с культурной и национальной разнородностью общества. Один из инструментов, с помощью которого можно добиться воспитания школьников как участников единого социально-политического, культурного, экономического пространства, - это учебно-методические комплекты для школ с русским (неродным) языком, в основе которых лежит современная методика преподавания русского языка и литературы.

10 февраля в Ставрополе в Северо-Кавказском федеральном университете состоялось расширенное заседание рабочей группы Общества русской словесности по вопросам обеспеченности учебно-методическими комплексами по русскому языку  и литературе для школ с русским (неродным) языком обучения. В ходе пленарного заседания заведующая редакцией литературы для национальных школ и мигрантов издательства «Просвещение» Ольга Ноженкина рассказала о преподавании русского языка и литературы в полилингвальной образовательной среде, а также о возможностях электронных форм учебников для школ с русским (неродным) и родным (нерусским) языком обучения.

Главная особенность современных комплектов учебников  для  мигрантов и школ с русским (неродным) и родным (нерусским) языком обучения для начальной школы (1-4 классы) издательства «Просвещение» – это комплексный подход, то есть, кроме учебника, в состав УМК входит электронная форма учебника и методические рекомендации для учителя. В 2017 году планируется создание рабочих тетрадей и аудиоприложений. Методический аппарат, применяемый в изданиях, призван обеспечить учащихся материалами для осознанного чтения и развития речи. Электронные учебники позволяют мотивировать обучающихся, а также реализовывать их творческие способности и расширять кругозор.

«Содержание учебных пособий доступно и понятно обучающимся независимо от пола, национальности, вероисповедания, места жительства, а также учитывает психофизические особенности обучающихся», - отметила Ольга Ноженкина.

В заседании участвовали ведущие ученые-лингвисты и педагоги  из 16 субъектов РФ: Республика Башкортостан, Республика Татарстан, Республика Саха (Якутия), Республика Ингушетия, Карачаево-Черкесия, Кабардино-Балкария и др.

Выступления О. Ноженкиной вызвали большой отклик у аудитории, так как на сегодняшний день вопрос обеспечения учебниками школ с русским (неродным) языком обучения очень остро стоит в не только республиках РФ, но и в Республиках Абхазия, Южная Осетия, Приднествровье, а также в странах СНГ.

По окончании заседания была принята резолюция, одним из пунктов которой стало формирование общего авторского коллектива, состоящего из авторов-представителей финно-угорской, нахско-дагестанской, тюрской, абхазо-адыгейской  и индоевропейской  языковых групп.