Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать: как наглядные материалы влияют на результат обучения

О возможностях Цифрового помощника для улучшения мотивации учеников.

Наглядность не только даёт знания о предмете, но и возбуждает стремление к познанию нового, углубляет активный интерес, активизирует мыслительную деятельность ребёнка.

Не словом единым: почему без визуализации обучение современных подростков затруднительно

Учёные установили, что школьники после устного объяснения нового материала воспринимают не более 25% информации. Конечно, это очень маленький объем, недостаточный для усвоения знаний, их полного понимания и успешного применения на практике. Но когда устное объяснение поддерживается визуально, процент восприятия информации возрастает до 70.

Не зря классики педагогики — и в их числе Константин Ушинский — доказывали необходимость введения наглядности: «дитя... мыслит формами, красками, звуками, ощущениями». А интеллект и мышление развиваются «при условии, что объектом восприятия является образ, который можно видеть, слышать, к которому можно прикоснуться», — так считал Василий Сухомлинский.

С помощью наглядности, или визуализации, можно сложные для восприятия на слух явления сделать простыми. Представьте, как объяснить восьмикласснику на словах работу двигателя внутреннего сгорания на уроке физики? Или как понять школьнику принципы функционирования кровеносной системы, послушав только рассказ учителя биологии? Это и для взрослого человека очень сложно, а что говорить о детях...

Но о детях говорить надо. Надо знать, какие они, как воспринимают информацию, как её усваивают, что их интересует. Особенно — подростков, которые для нас terra incognita.

Дети цифрового мира стали значительно хуже воспринимать сплошной текст, им всё труднее даётся пересказ, а значит — понимание этого текста. Они не представляют свою жизнь без смартфона, больше общаются в социальных сетях, чем в реальной жизни, меньше читают, смотрят видеоролики — и сами их активно создают, фотографируют и делятся фотографиями с окружающими. Они упорно переходят в разряд визуалов и, естественно, потребность в визуализации учебной информации существенно возрастает.

Мотивация школьников и визуализация при изучении предметов естественно-научного цикла: простая формальность или необходимость

Учителя физики, химии и биологии имеют дело с объектами и явлениями, которые не всегда можно продемонстрировать на уроке. Не во всех школах есть оборудование, макеты и наглядные материалы, которые изучаются в рамках школьной программы. Но всегда хочется показать детям изучаемый объект во всех деталях, дать как следует его рассмотреть, даже продемонстрировать принцип работы в динамике. От этого во многом зависит мотивация школьников к дальнейшему изучению предметов естественно-научного цикла.

Наглядность помогает глубже понять материал, а на урок приходить интересно, когда понятно, о чём идет речь.

  • Интересно углубить свои знания, сделать собственное открытие на понятном и доступном материале.

  • Интересно увидеть процесс, о котором читаешь в учебнике.

  • Интересно рассмотреть изнутри то, что видишь в повседневной жизни, понять, как все устроено.

Тогда и урок интересен. И сам урок плавно перетекает в жизнь!

Цифровой помощник для учителей химии, физики и биологии: современные подходы работы на основе классического принципа наглядности

Мы в «Просвещении» создали Цифрового помощника, который позволяет визуализировать сложные процессы и явления изучаемых предметов.

Сервис разработан в полном соответствии с учебниками по химии, физике и биологии — и дополняет каждый параграф.

  • Физика. 8 класс. Перышкин И. М., Иванов А. И.

  • Химия. 8 класс. Габриелян О. С., Остроумов И. Г., Сладков С. А.

  • Биология. 8 класс. Пасечник В. В., Суматохин С. В., Гапонюк З. Г.

  • Физика. 9 класс. Перышкин И. М., Гутник Е. М., Иванов А. И., Петрова М. А.

  • Химия. 9 класс. Габриелян О. С., Остроумов И. Г., Сладков С. А.

  • Биология. 9 класс. Пасечник В. В., Суматохин С. В., Гапонюк З. Г.

Цифровой помощник: способы визуализации информации

В Цифровом помощнике учителя представлены разные виды визуализации объектов и явлений, изучаемых в рамках учебных предметов «Химия», «Физика», «Биология».

1. Интерактивные презентации

Современные школьники уже привыкли к презентациям. Да и сами учителя отмечают, что это удобно, когда надо показать детям конкретный пример, в деталях рассмотреть объект. Но на самостоятельную подготовку презентации обычно уходит много времени.

Цифровой помощник уже содержит готовые презентации — в них включены все материалы урока в той последовательности, в которой их задумали авторы, и в соответствии с логикой изложения материала темы. На основе любой презентации учитель может создать собственную, исключив слайды, которые не будут рассматриваться на уроке.

Пример слайда с дополнительной визуализацией учебного материала.
А так представлены учебные задания с автоматической проверкой.

Презентации сохраняются в компьютере учителя и доступны в личном кабинете в любое время.

2. Видеоматериалы

Современным детям важно видеть не только иллюстрации и фотографии, но и понимать процессы в движении. Для этого в Цифровом помощнике созданы специальные учебные материалы. Они представляют собой небольшие видеоролики со сменяющимися видеорядом и озвученные профессиональным диктором.

Скриншот видеоролика из урока биологии 8 класса «Покровы тела у животных»

Скриншот видеоролика из урока биологии 8 класса «Покровы тела у животных»

Все видеоролики небольшие — от двух до трёх минут. Их удобно включать в канву урока или рекомендовать для самостоятельного просмотра, чтобы повторить материал.

3. 3D-визуализация

3D-визуализация — это использование трёхмерных моделей процессов, явлений и объектов для наглядного объяснения учебного материала. Она помогает увидеть и понять сложные вещи, их строение и принципы функционирования.

3D-визуализация способствует реализации принципа активного обучения, когда школьники могут исследовать объекты и среды, менять параметры и наблюдать, как это влияет на результат. Такой подход стимулирует учеников к самостоятельному исследованию и экспериментированию, ориентирует на глубокое познание и расширяет естественно-научную картину мира.

На уроках биологии можно подробно рассмотреть скелет птицы.
На уроках физики школьники могут ознакомиться с работой двигателя внутреннего сгорания.
Или крутильных весов.
На уроках химии можно увидеть пространственную модель молекулы аммиака.

Наши учителя, руководители пилотных площадок по внедрению Цифрового помощника в практику преподавания, говорят о возможности визуализации так:

Цифровой помощник призван помочь учителю в обучении современных подростков, учитывая их специфику восприятия информации. На основе верифицированного контента, подготовленного специально для урока и в соответствии с материалами учебника, это можно сделать гораздо быстрее.

Проведите свой первый урок с Цифровым помощником!

фон подписки

Новости, мероприятия, идеи — две разные рассылки для тех, кто учит и воспитывает.

Нажимая кнопку «Подписаться» вы даете согласие на обработку персональных данных и получение рассылок в соответствии с условиями.

photo
Ирина Ускова

Начальник отдела научных исследований, канд. пед. наук

Понравился материал? Расскажите другим

Главная

Сервисы

Каталог

Корзина

Профиль