Межпредметный подход
- Биология
- География
- Информатика
- Искусство
- История
- Литература
- Математика
- Труд (Технология)
- Физика
- Химия
- Экология
- 28 августа 2025
- 7 мин
Идеи для межпредметных проектов в начале учебного года
Как объединить разные предметы в одном проекте?

Первые недели сентября — время, когда ученики еще скучают по каникулам, а учителя думают, как вернуть юные головы в учебный процесс. Традиционные уроки часто кажутся школьникам разрозненными и оторванными от реальной жизни. История существует сама по себе, биология сама по себе, литература вообще в третьем измерении.
Но в реальном мире знания не разделены на предметы. Чтобы понять, почему вымерли мамонты, нужны и биология, и география, и климатология. Чтобы оценить роман «Война и мир», важно знать историю и было бы неплохо понимать психологию. Межпредметные проекты помогают школьникам увидеть целостную картину мира и понять, зачем вообще нужно учиться.
Предлагаем конкретные идеи проектов, которые можно запустить в сентябре. Они объединяют разные предметы, подходят для отечественных реалий и не требуют сложного оборудования. Разберем форматы работы, способы оценки и покажем, как сделать обучение по-настоящему увлекательным.


Скачайте карточки
Оценивание результатов
История + Литература + Искусство: культурные экспедиции
Проект «Пушкинская эпоха: с Бородинского поля на бал»
Погружаемся в эпоху Александра I через призму литературы, искусства и повседневной жизни.
Историческая основа: изучение войны 1812 года, общественных настроений, быта дворянства и крестьянства начала XIX века.
Литературная составляющая: анализ «Войны и мира» Толстого, стихов Пушкина, мемуаров участников событий.
Художественная часть: восхищаемся и рассматриваем портреты кисти Ореста Кипренского, батальные сцены Василия Верещагина, архитектуру ампира в Петербурге и Москве.





В галерее — картины Василия Верещагина:
«На большой дороге. Отступление, бегство...», 1887–1895 гг.
«В покоренной Москве» («Поджигатели» или «Расстрел в Кремле»), 1897–1898 гг.
«Сквозь пожар»
«Конец Бородинского боя», 1899-1900 гг.
«Наполеон I на Бородинских высотах», 1897 г.
Источник: wikipedia.org/wiki/Наполеон_I_в_России
Чем можно заняться с детьми?
5-7 классы: создание «журнала светской хроники» 1812 года с новостями, модой, рецензиями на балы, эпиграммами
8-9 классы: постановка сцены из «Войны и мира» с историческими комментариями (не обязательно батальная сцена, изучите жизнь героев, обсуждения в кулуарах)
10-11 классы: исследование «Как война изменила русский язык» (заимствования, неологизмы, эволюция русского литературного и повседневного языка)
Итоговое мероприятие: литературно-исторический салон с костюмами, танцами эпохи и чтением произведений. Мероприятие можно приурочить к 19 октября, Дню лицеиста.

«А. С. Пушкин на экзамене в Царском Селе 8 января 1815 года», Илья Репин, 1911 год
Проект «Серебряный век: революция в искусстве»
Раскрываем связи между социальными потрясениями и художественными открытиями.
Историческая основа: Революции 1905 и 1917 годов, Первая мировая война, кризис самодержавия и традиционных ценностей, появление пролетариата и урбанизация, экономические потрясения и формирование новой интеллигенции.
Литературная составляющая: поэзия Блока и Мандельштама, экзотика Гумилева и крестьянский Есенин, словотворчество Хлебникова и Маяковский как отражение эпохи.
Художественная часть: авангард Малевича и Кандинского, архитектура модерна и Шехтель, театральные эксперименты Мейерхольда и работа Станиславского во МХАТе.
Чем можно заняться с детьми?
Творческие задания
«Салон Серебряного века» с чтением стихов под музыку Скрябина
Сборник стихов в стиле модерн (шрифты, орнаменты, обложки)
Фрагмент из Чехова с декорациями в стиле эпохи в школьном театре
Коллажи «До и после революции» на основе картин и фотографий

Сцена из спектакля «Вишнёвый сад», МХАТ, 1904 г.
Исследовательские задания
Сравнительный анализ настроений в стихах Блока разных периодов («Стихи о Прекрасной Даме» vs «Двенадцать»)
Изменение тематики картин Серова от светских портретов до социальной критики
Исследование «Как менялась мода 1900-1920 годов» по картинам и фотографиям
Карта «Литературные кафе и салоны Петербурга и Москвы» (если вы из Санкт-Петербурга или Москвы)
Интерактивные форматы
Дискуссия «Что важнее — красота или правда?» (между символистами и реалистами)
Создание музея одного дня «1913 год — последний год старой России»
Виртуальная экскурсия «Прогулка по Арбату времен Серебряного века»
Биология + География + Экология: природные детективы
Проект «Экологические детективы: почему исчезают леса?»
Комплексное исследование экологических проблем на примере конкретных территорий России.
Географическая основа: изучение климатических зон, рельефа, типов почв в различных регионах.
Биологическая составляющая: анализ экосистем, пищевых цепочек, влияния человека на биоразнообразие.
Экологический аспект: изучение промышленного воздействия, загрязнения, методов защиты природы.
Чем можно заняться с детьми?
5-7 классы: создание «экологической карты» своего региона с обозначением проблемных зон
8-9 классы: исследование «До и после»: как изменилась природа родного края за последние 50 лет
10-11 классы: разработка проекта восстановления экосистемы конкретной территории
Уместной будет и полевая работа! Пока погода не испортилась, организуйте экскурсии в местные природные зоны, измерьте качество воды и воздуха, наблюдайте за животными.
Проект «Путешествие капли воды»
Изучаем круговорот воды через призму географии, биологии и экологии.
Географическая основа: климат, океанические течения, речные системы России.
Биологическая составляющая: роль воды в жизни организмов, водные экосистемы.
Экологический аспект: загрязнение водоемов, очистка воды, механизмы водосбережения.
Чем можно заняться с детьми?
Создание интерактивной карты «Путешествие капли от Байкала до Северного Ледовитого океана»
Исследование качества воды в местных водоемах
Разработка плана разумной экономии воды для школы и / или городских пространств
Научное исследование по источникам «Экономия воды или гринвошинг?» (анализ реальной эффективности водосберегающих технологий и маркетинговых заявлений компаний).
Физика + Химия + Технология: научные открытия

Проект «От алхимии к нанотехнологиям»
Изучаем развитие науки через историю великих открытий.
Историческая линия: от средневековых алхимиков до современных лабораторий.
Физико-химическая основа: как фундаментальные законы природы привели к технологическим прорывам.
Чем можно заняться с детьми?
5-7 классы
Воспроизведение безопасных «алхимических» опытов: получение «философского камня» (кристаллизация соли), «превращение» меди в золото (гальваническое покрытие)
Создание временно́й ленты «Великие открытия»: от пороха до антибиотиков
Исследование «Что в моём смартфоне?» — какие химические элементы и почему там используются
8-9 классы
Эксперимент «Наука vs. псевдонаука»: проверка алхимических рецептов и псевдолекарств (гомеопатия) нашего времени современными методами
Моделирование атомной структуры из разных эпох (от Демокрита до Бора)
Создание интерактивной презентации «Как одно открытие изменило мир» (рентген, радиоактивность, полупроводники)
10-11 классы
Исследование «Нанотехнологии в быту»: анализ состава косметики, одежды, покрытий с наночастицами
Проектирование «материала будущего» с заданными свойствами на основе современных знаний при использовании нейросетей
Дискуссия «Этика научных открытий»: от создания пороха до генной инженерии
Итоговое мероприятие для школы: ролевая игра «Научный совет» с презентацией и защитой революционных идей из разных эпох.

«Галилей перед судом инквизиции», Жозефа-Николя Робер-Флёри, 1847 год.
Проект «Энергия вокруг нас»
Комплексное изучение различных видов энергии и способов их использования.
Физическая основа: механическая, тепловая, электрическая, ядерная энергии.
Химический аспект: химические источники энергии, батареи, топливные элементы.
Технологическая составляющая: Солнечные батареи, ветрогенераторы, энергосбережение.
Чем можно заняться с детьми?
5-7 классы
Создание действующей модели ветрогенератора из пластиковых бутылок и моторчика
Эксперимент «Картофельная батарейка»: получение электричества из овощей и фруктов
Изготовление простейшей солнечной печи из коробки, фольги и стекла — готовим яичницу
Исследование «Энергетический паспорт класса»: подсчет потребления всех приборов
8-9 классы
Сборка действующей солнечной батареи из фотоэлементов для зарядки телефона
Создание модели гидроэлектростанции с реальной выработкой электричества
Эксперимент с термоэлектричеством: получение тока от разности температур (элемент Пельтье)
Аудит школы: измерение потребления энергии разными кабинетами, предложения по экономии
10-11 классы
Создание водородного топливного элемента из подручных материалов
Исследование эффективности различных типов ламп (накаливания, люминесцентные, LED)
Сравнение теплоизоляции разных материалов с помощью термометров
Проектирование системы «умный дом» для экономии энергии в школе
Расчет окупаемости солнечных батарей для школьного здания

Цифровой помощник для учителей к учебникам издательства «Просвещение»
Математика + Информатика + Искусство: цифровое творчество
Проект «Математика в искусстве»
Ищем математические закономерности в произведениях искусства.
Математическая основа: золотое сечение, фракталы, симметрии, пропорции.
Художественная составляющая: анализ картин, архитектуры, скульптуры с точки зрения математики.
Информационная часть: создание компьютерных моделей математических объектов в искусстве.
Чем можно заняться с детьми?
Поиск золотого сечения в архитектуре родного города: измерение пропорций фасадов исторических зданий, церквей, памятников и проверка соответствия формуле 1:1,618
Создание фрактальных узоров по мотивам русских народных орнаментов: программирование или рисование повторяющихся геометрических элементов хохломы, гжели, вологодского кружева
Анализ симметрии в произведениях художников Российской империи и СССР: поиск осей симметрии, центров поворота, математических закономерностей в абстрактных и реалистичных композициях
Геометрия куполов русских храмов: исследование математических принципов построения луковичных, шлемовидных и других типов куполов, расчёт пропорций
Создание оптических иллюзий на основе математических принципов: проектирование паркетов Пенроуза, спиралей Архимеда, работа с перспективой и искажениями восприятия
Проект «Большие данные малого города»
Собираем и анализируем данные о родном городе или районе.
Математическая основа: статистика, теория вероятностей, анализ данных.
Информационная составляющая: базы данных, программирование, визуализация.
Социальная география: демография, урбанистика, социальные процессы.
Чем можно заняться с детьми?
Создание интерактивной карты города. Демография: возрастный состава по районам, плотность населения, социальные объекты. Можно не фантазировать, а использовать открытые данные Росстата.
Анализ транспортных потоков: подсчет интенсивности движения на ключевых перекрестках в разное время, создание диаграмм загруженности, предложения по оптимизации светофоров
Исследование «Где живут школьники нашего города»: сбор адресов учеников (анонимно), построение тепловой карты распределения, анализ доступности школ в разных районах (можно сделать проект на несколько школ)
Статистический портрет района: опрос жителей о возрасте, профессии, увлечениях, создание инфографики «Типичный житель нашего микрорайона» с расчетом медианы и моды
Прогнозирование развития города на 10 лет: анализ динамики строительства, рождаемости, миграции за последние годы, построение математических моделей будущего развития


Скачайте карточки
Возможные трудности и их решения
Возможные трудности и их решения (продолжение)
Идеи для межпредметных проектов
Автор

Ольга Протасова
Педагог-психолог, историк, журналист, пишущий редактор

Понравился материал? Расскажите другим