Идеи для межпредметных проектов в начале учебного года

Как объединить разные предметы в одном проекте?

Основное изображение

Первые недели сентября — время, когда ученики еще скучают по каникулам, а учителя думают, как вернуть юные головы в учебный процесс. Традиционные уроки часто кажутся школьникам разрозненными и оторванными от реальной жизни. История существует сама по себе, биология сама по себе, литература вообще в третьем измерении.

Но в реальном мире знания не разделены на предметы. Чтобы понять, почему вымерли мамонты, нужны и биология, и география, и климатология. Чтобы оценить роман «Война и мир», важно знать историю и было бы неплохо понимать психологию. Межпредметные проекты помогают школьникам увидеть целостную картину мира и понять, зачем вообще нужно учиться.

Предлагаем конкретные идеи проектов, которые можно запустить в сентябре. Они объединяют разные предметы, подходят для отечественных реалий и не требуют сложного оборудования. Разберем форматы работы, способы оценки и покажем, как сделать обучение по-настоящему увлекательным.

Скачайте карточки

Авторизуйтесь, чтобы скачать материал
  • Межпредметный подход

    Формат .JPG

    195.7 Кб

    Скачать
  • Оценивание результатов

    Формат .JPG

    221.1 Кб

    Скачать

История + Литература + Искусство: культурные экспедиции

Проект «Пушкинская эпоха: с Бородинского поля на бал»

Погружаемся в эпоху Александра I через призму литературы, искусства и повседневной жизни.

Историческая основа: изучение войны 1812 года, общественных настроений, быта дворянства и крестьянства начала XIX века.

Литературная составляющая: анализ «Войны и мира» Толстого, стихов Пушкина, мемуаров участников событий.

Художественная часть: восхищаемся и рассматриваем портреты кисти Ореста Кипренского, батальные сцены Василия Верещагина, архитектуру ампира в Петербурге и Москве.

В. Верещагин, «На большой дороге. Отступление, бегство…», 1887—1895 гг.
В. Верещагин, «Возвращение из Петровского дворца»
В. Верещагин, «Сквозь пожар»
В. Верещагин, «Конец Бородинского боя», 1899—1900 гг.
В. Верещагин, «Наполеон I на Бородинских высотах», 1897

В галерее — картины Василия Верещагина:

  • «На большой дороге. Отступление, бегство...», 1887–1895 гг.

  • «В покоренной Москве» («Поджигатели» или «Расстрел в Кремле»), 1897–1898 гг.

  • «Сквозь пожар»

  • «Конец Бородинского боя», 1899-1900 гг.

  • «Наполеон I на Бородинских высотах», 1897 г.

Источник: wikipedia.org/wiki/Наполеон_I_в_России

Чем можно заняться с детьми?

  • 5-7 классы: создание «журнала светской хроники» 1812 года с новостями, модой, рецензиями на балы, эпиграммами

  • 8-9 классы: постановка сцены из «Войны и мира» с историческими комментариями (не обязательно батальная сцена, изучите жизнь героев, обсуждения в кулуарах)

  • 10-11 классы: исследование «Как война изменила русский язык» (заимствования, неологизмы, эволюция русского литературного и повседневного языка)

Итоговое мероприятие: литературно-исторический салон с костюмами, танцами эпохи и чтением произведений. Мероприятие можно приурочить к 19 октября, Дню лицеиста.

«А. С. Пушкин на экзамене в Царском Селе 8 января 1815 года», Илья Репин, 1911 год

«А. С. Пушкин на экзамене в Царском Селе 8 января 1815 года», Илья Репин, 1911 год

Проект «Серебряный век: революция в искусстве»

Раскрываем связи между социальными потрясениями и художественными открытиями.

Историческая основа: Революции 1905 и 1917 годов, Первая мировая война, кризис самодержавия и традиционных ценностей, появление пролетариата и урбанизация, экономические потрясения и формирование новой интеллигенции.

Литературная составляющая: поэзия Блока и Мандельштама, экзотика Гумилева и крестьянский Есенин, словотворчество Хлебникова и Маяковский как отражение эпохи.

Художественная часть: авангард Малевича и Кандинского, архитектура модерна и Шехтель, театральные эксперименты Мейерхольда и работа Станиславского во МХАТе.

Чем можно заняться с детьми?

Творческие задания

  • «Салон Серебряного века» с чтением стихов под музыку Скрябина

  • Сборник стихов в стиле модерн (шрифты, орнаменты, обложки)

  • Фрагмент из Чехова с декорациями в стиле эпохи в школьном театре

  • Коллажи «До и после революции» на основе картин и фотографий

Сцена из спектакля «Вишнёвый сад», МХАТ, 1904 г.

Сцена из спектакля «Вишнёвый сад», МХАТ, 1904 г.

Исследовательские задания

  • Сравнительный анализ настроений в стихах Блока разных периодов («Стихи о Прекрасной Даме» vs «Двенадцать»)

  • Изменение тематики картин Серова от светских портретов до социальной критики

  • Исследование «Как менялась мода 1900-1920 годов» по картинам и фотографиям

  • Карта «Литературные кафе и салоны Петербурга и Москвы» (если вы из Санкт-Петербурга или Москвы)

Интерактивные форматы

  • Дискуссия «Что важнее — красота или правда?» (между символистами и реалистами)

  • Создание музея одного дня «1913 год — последний год старой России»

  • Виртуальная экскурсия «Прогулка по Арбату времен Серебряного века»

Биология + География + Экология: природные детективы

Проект «Экологические детективы: почему исчезают леса?»


Комплексное исследование экологических проблем на примере конкретных территорий России.

Географическая основа: изучение климатических зон, рельефа, типов почв в различных регионах.

Биологическая составляющая: анализ экосистем, пищевых цепочек, влияния человека на биоразнообразие.

Экологический аспект: изучение промышленного воздействия, загрязнения, методов защиты природы.

Чем можно заняться с детьми?

  • 5-7 классы: создание «экологической карты» своего региона с обозначением проблемных зон

  • 8-9 классы: исследование «До и после»: как изменилась природа родного края за последние 50 лет

  • 10-11 классы: разработка проекта восстановления экосистемы конкретной территории

Уместной будет и полевая работа! Пока погода не испортилась, организуйте экскурсии в местные природные зоны, измерьте качество воды и воздуха, наблюдайте за животными.

Проект «Путешествие капли воды»

Изучаем круговорот воды через призму географии, биологии и экологии.

Географическая основа: климат, океанические течения, речные системы России.

Биологическая составляющая: роль воды в жизни организмов, водные экосистемы.

Экологический аспект: загрязнение водоемов, очистка воды, механизмы водосбережения.

Чем можно заняться с детьми?

  • Создание интерактивной карты «Путешествие капли от Байкала до Северного Ледовитого океана»

  • Исследование качества воды в местных водоемах

  • Разработка плана разумной экономии воды для школы и / или городских пространств

  • Научное исследование по источникам «Экономия воды или гринвошинг?» (анализ реальной эффективности водосберегающих технологий и маркетинговых заявлений компаний).

Физика + Химия + Технология: научные открытия

Проект «От алхимии к нанотехнологиям»

Изучаем развитие науки через историю великих открытий.

Историческая линия: от средневековых алхимиков до современных лабораторий.

Физико-химическая основа: как фундаментальные законы природы привели к технологическим прорывам.

Чем можно заняться с детьми?

5-7 классы

  • Воспроизведение безопасных «алхимических» опытов: получение «философского камня» (кристаллизация соли), «превращение» меди в золото (гальваническое покрытие)

  • Создание временно́й ленты «Великие открытия»: от пороха до антибиотиков

  • Исследование «Что в моём смартфоне?» — какие химические элементы и почему там используются

8-9 классы

  • Эксперимент «Наука vs. псевдонаука»: проверка алхимических рецептов и псевдолекарств (гомеопатия) нашего времени современными методами

  • Моделирование атомной структуры из разных эпох (от Демокрита до Бора)

  • Создание интерактивной презентации «Как одно открытие изменило мир» (рентген, радиоактивность, полупроводники)

10-11 классы

  • Исследование «Нанотехнологии в быту»: анализ состава косметики, одежды, покрытий с наночастицами

  • Проектирование «материала будущего» с заданными свойствами на основе современных знаний при использовании нейросетей

  • Дискуссия «Этика научных открытий»: от создания пороха до генной инженерии

  • Итоговое мероприятие для школы: ролевая игра «Научный совет» с презентацией и защитой революционных идей из разных эпох.

«Галилей перед судом инквизиции», Жозефа-Николя Робер-Флёри, 1847 год.

«Галилей перед судом инквизиции», Жозефа-Николя Робер-Флёри, 1847 год.

Проект «Энергия вокруг нас»

Комплексное изучение различных видов энергии и способов их использования.

Физическая основа: механическая, тепловая, электрическая, ядерная энергии.

Химический аспект: химические источники энергии, батареи, топливные элементы.

Технологическая составляющая: Солнечные батареи, ветрогенераторы, энергосбережение.

Чем можно заняться с детьми?

5-7 классы

  • Создание действующей модели ветрогенератора из пластиковых бутылок и моторчика

  • Эксперимент «Картофельная батарейка»: получение электричества из овощей и фруктов

  • Изготовление простейшей солнечной печи из коробки, фольги и стекла — готовим яичницу

  • Исследование «Энергетический паспорт класса»: подсчет потребления всех приборов

8-9 классы

  • Сборка действующей солнечной батареи из фотоэлементов для зарядки телефона

  • Создание модели гидроэлектростанции с реальной выработкой электричества

  • Эксперимент с термоэлектричеством: получение тока от разности температур (элемент Пельтье)

  • Аудит школы: измерение потребления энергии разными кабинетами, предложения по экономии

10-11 классы

  • Создание водородного топливного элемента из подручных материалов

  • Исследование эффективности различных типов ламп (накаливания, люминесцентные, LED)

  • Сравнение теплоизоляции разных материалов с помощью термометров

  • Проектирование системы «умный дом» для экономии энергии в школе

  • Расчет окупаемости солнечных батарей для школьного здания

Цифровой помощник для учителей к учебникам издательства «Просвещение»

Цифровой помощник для учителей к учебникам издательства «Просвещение»

Математика + Информатика + Искусство: цифровое творчество

Проект «Математика в искусстве»

Ищем математические закономерности в произведениях искусства.

Математическая основа: золотое сечение, фракталы, симметрии, пропорции.

Художественная составляющая: анализ картин, архитектуры, скульптуры с точки зрения математики.

Информационная часть: создание компьютерных моделей математических объектов в искусстве.

Чем можно заняться с детьми?

  • Поиск золотого сечения в архитектуре родного города: измерение пропорций фасадов исторических зданий, церквей, памятников и проверка соответствия формуле 1:1,618

  • Создание фрактальных узоров по мотивам русских народных орнаментов: программирование или рисование повторяющихся геометрических элементов хохломы, гжели, вологодского кружева

  • Анализ симметрии в произведениях художников Российской империи и СССР: поиск осей симметрии, центров поворота, математических закономерностей в абстрактных и реалистичных композициях

  • Геометрия куполов русских храмов: исследование математических принципов построения луковичных, шлемовидных и других типов куполов, расчёт пропорций

  • Создание оптических иллюзий на основе математических принципов: проектирование паркетов Пенроуза, спиралей Архимеда, работа с перспективой и искажениями восприятия

Проект «Большие данные малого города»

Собираем и анализируем данные о родном городе или районе.

Математическая основа: статистика, теория вероятностей, анализ данных.

Информационная составляющая: базы данных, программирование, визуализация.

Социальная география: демография, урбанистика, социальные процессы.

Чем можно заняться с детьми?

  • Создание интерактивной карты города. Демография: возрастный состава по районам, плотность населения, социальные объекты. Можно не фантазировать, а использовать открытые данные Росстата.

  • Анализ транспортных потоков: подсчет интенсивности движения на ключевых перекрестках в разное время, создание диаграмм загруженности, предложения по оптимизации светофоров

  • Исследование «Где живут школьники нашего города»: сбор адресов учеников (анонимно), построение тепловой карты распределения, анализ доступности школ в разных районах (можно сделать проект на несколько школ)

  • Статистический портрет района: опрос жителей о возрасте, профессии, увлечениях, создание инфографики «Типичный житель нашего микрорайона» с расчетом медианы и моды

  • Прогнозирование развития города на 10 лет: анализ динамики строительства, рождаемости, миграции за последние годы, построение математических моделей будущего развития

Скачайте карточки

Авторизуйтесь, чтобы скачать материал
  • Возможные трудности и их решения

    Формат .JPG

    203.2 Кб

    Скачать
  • Возможные трудности и их решения (продолжение)

    Формат .JPG

    172.5 Кб

    Скачать
  • Идеи для межпредметных проектов

    Формат .JPG

    229.3 Кб

    Скачать

Автор

photo
Ольга Протасова

Педагог-психолог, историк, журналист, пишущий редактор

фон подписки

Новости, мероприятия, идеи — две разные рассылки для тех, кто учит и воспитывает.

Нажимая кнопку «Подписаться» вы даете согласие на обработку персональных данных и получение рассылок в соответствии с условиями.

Теги:Методическая поддержка

Понравился материал? Расскажите другим

Главная

Сервисы

Каталог

Корзина

Профиль