Смешанное обучение на практикуме.docx
- 06 ноября 2019
- 1101
- 15 мин
Смешанное обучение на практикуме
Смешанное обучение на практикуме по химии.
Требования федерального государственного образовательного стандарта определяют высокую значимость организации работы каждого ученика в классе, чтобы максимально учесть образовательные потребности и возможности школьников [1]. Именно при таком подходе возможно достижение не только предметных, но и метапредметных, и личностных результатов обучения. Однако при организации практической работы на уроке учитель сталкивается с рядом трудностей, которые являются преградой для организации эффективной работы каждого учащегося класса. Например, недостаточное количество раздаточного материала (реактивы, химическая посуда, наборы коллекций), опасность проведения некоторых экспериментов в условиях класса. Решение данных проблем мы видим в реализации технологии смешанного обучения на основе модели «Смена рабочих зон» («Ротация станций»).
Что такое «смешанное обучение»?
Интеграция традиционной формы обучения, которой является урок, и информационных технологий с целью формирования единого образовательного пространства, которое станет основой для обучения человека в течение всей жизни, — это и есть смешанное обучение (blended learning) [2]. Термин возник в конце XX века в системе высшего образования США, когда началась волна информатизации и пришло осознание того факта, что роль учителя в условиях информатизации процесса образования резко меняется. Учитель должен организовать учебный процесс на основе понимания новых целей образования, на основе условий своего учебного учреждения, на основе образовательных запросов своих учащихся и их индивидуальных возможностей.
В чем суть модели «Смена рабочих зон» («Ротация станций»)?
«Смена рабочих зон» является удобной при чередовании заданий не одновременно для всего класса, а для групп детей (на которые разбит класс) в определенном темпе. Класс должен быть оборудован так, чтобы обеспечить работу учебных групп в полном объеме (схема 1).
Схема 1. Модель «Смена рабочих зон» (Station-Rotation) [3].
Как использовать модель «Смена рабочих зон» на практической работе?
Пространством каждой рабочей зоны становится ряд учебных столов в классе. Таким образом, получается три рабочие зоны.
Учащиеся работают в парах (это и есть группы). Каждая пара должна за урок пройти все три рабочие зоны и выполнить три задания по инструкции.
На работу в каждой рабочей зоне отведено примерно по 15 минут. Учащиеся работают в своем темпе, но привыкают следить за временем и планировать его.
Важно, чтобы оборудованных рабочих мест было больше, чем учащихся в классе, чтобы предотвратить потерю времени отдельными учениками при ожидании завершения работы других.
Учитель поясняет основы деятельности учащихся на уроке: работу в парах (учащиеся за одним столом). И переход каждой группы из одной зоны деятельности в другую. Важно напомнить о соблюдении дисциплины и порядка.

Что готовит учитель к уроку?
План урока (приложение 1).
Оборудование для каждой рабочей зоны. Например, в каждом ряду пять столов. Значит, на первые пять столов надо приготовить оборудование для выполнения первого задания и так далее. Так, на практической работе по получению газов в 9 классе учитель готовит оборудование: первый ряд — пять установок для получения водорода; второй ряд — пять установок для получения кислорода; третий ряд — пять ноутбуков (или распечаток из интернета) с видеофайлом «Получение хлора».
Инструкция для учащихся, в которой указаны действия и задания для каждой рабочей зоны (приложение 2).
В чем преимущества и риски данного подхода?
Преимущества:
Метод «Смена рабочих зон» используется в рамках работы любого школьного учебника.
Обратим внимание на то, что установок пять, а не пятнадцать, как это требовалось бы в традиционном варианте. Таким образом, оборудования требуется в три раза меньше. За урок при данной организации учащиеся делают два эксперимента реальных и один виртуальный, потому как изучают опасное для здоровья вещество, хлор например.
Учащимся создаются условия для самостоятельного планирования своей деятельности: выбор последовательности прохождения зон, определение расхода времени на проведение эксперимента и его оформление в отчете.
При проведении работы учебный стол не перегружен разными установками, учащиеся пересаживаются и успевают за урок выполнить полный объем работы.
Риски:
Отдельные учащиеся могут работать очень медленно и не успевать выполнить весь объем работы. В данном случае учителю необходимо уделить больше внимания этим ребятам и учесть их темп работы при выставлении оценок, давая надежду на успех.
Отсутствие интернета в классе. В таком случае учитель сохраняет видеофайл с экспериментом на флеш-накопитель и устанавливает его на пять ноутбуков в классе. При отсутствии ноутбуков можно сделать распечатки с текстовой информацией об изучаемом эксперименте.
Вывод:
Модель «Смена рабочих зон» технологии смешанного обучения является эффективной для проведения лабораторных работ по химии, биологии, физики, для организации проектной и исследовательской деятельности школьников
Библиография
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. — 2-е изд. — М.: Просвещение, 2014. — 63 с.
Нечитайлова, Е. В. Смешанное обучение как основа формирования единой образовательной среды // Химия в школе. — 2014. — № 9. — с. 22–28.
Приложение 1
Тема урока: «Получение аммиака и изучение его свойств. Соли аммония». 9 класс
Цель урока:
|
Место урока в системе уроков 9 класса: практическая работа по теме «Получение аммиака и изучение его свойств. Соли аммония» проводится после изучения темы «Аммиак. Соли аммония». Практическая работа имеет обобщающий характер, потому как в ходе работы предложено получить аммиак лабораторно по единому плану, которым пользовались при получении водорода и кислорода, что позволяет повторить методы получения и сбора газов. Также в ходе работы организовано повторение качественных реакций, изученных ранее (на хлориды и сульфаты) в ходе решения качественной задачи. И предложен видеосюжет (без комментария) для объяснения на основе имеющихся знаний. Оборудование к уроку: — 5 установок для получения аммиака; — 5 наборов: в трех пронумерованных пробирках сульфат натрия, хлорид натрия и хлорид аммония; растворы хлорида бария, гидроксида натрия, нитрата серебра (можно добавить еще два любых реактива из школьного набора реактивов для создания ситуации выбора); — 5 ноутбуков с видеофайлом «Красный аммиачный фонтан» http://www.youtube.com/watch?v=e_VDiLlmyFE |
Ход урока | |
Организационный этап | |
Дидактические задачи |
Решение дидактических задач |
1. Создание условий для эффективной познавательной деятельности | Учитель поясняет цель урока для учащихся: обобщение знаний по теме в ходе их практического использования |
2. Актуализация знаний техники безопасности | Учитель проводит беседу по правилам техники безопасности при работе со спиртовкой, щелочами, со стеклянной посудой |
Работа групп | |
Дидактическая задача |
Решение дидактической задачи |
1. Организация практической работы по получению газов (аммиак) в лабораторных условиях, решению практической задачи по распознаванию веществ, интерпретации результатов химического эксперимента (видео) |
Учитель организует работу учащихся по группам. 1-я зона. Получение аммиака.
2-я зона. Качественная задача. В трех пронумерованных пробирках находятся: сульфат натрия, хлорид натрия и хлорид аммония. Предложите, как в ходе химического эксперимента можно различить эти вещества, используя выданные вам реактивы. В отчете представьте план проведения анализа (таблица), приведите уравнения соответствующих реакций в молекулярном и ионном виде. Проведите эксперимент и укажите наблюдаемые признаки химических реакций. 3-я зона. Интерпретация химического эксперимента. Видеофайл: http://www.youtube.com/watch?v=e_VDiLlmyFE Посмотрите видеоопыт и составьте звуковое сопровождение для данного видеофайла. Укажите:
Учащиеся выполняют каждый опыт 4–5 минут. Оформление 6–7 минут. И переходят в другую зону для выполнения следующего эксперимента. Учитель контролирует правильность выполнения работы, соблюдение правил техники безопасности, дисциплину |
Рефлексия | |
Дидактические задачи |
Решение дидактической задачи |
1. Организация обсуждения результатов работы | При условии завершения работы всеми учащимися учитель проводит беседу по вопросам: — Как можно получить аммиак в лаборатории? Как собрать аммиак и доказать его наличие? — Почему аммиак нельзя собирать методом вытеснения воды? — Как можно отличить соли аммония от других солей? Если ребята не успели выполнить задания, то беседу по работе можно провести в начале следующего урока, совместив ее с анализом результатов практической работы |
Приложение 2
Практическая работа
Тема: «Получение аммиака и изучение его свойств. Соли аммония»
Цель работы: изучить способ получения аммиака и его свойства.
Техника безопасности: осторожность при работе с кислотами и щелочами.
Рабочая зона № 1
1. Получите аммиак в лаборатории, используя выданные реактивы: хлорид аммония, гидроксид кальция.
Напишите уравнение соответствующей реакции.
Опишите наблюдения.
2. Сбор аммиака. Каким методом собирают аммиак? Почему?
3. Опишите физические свойства аммиака. Как доказать, что полученный газ — это аммиак?
Рабочая зона № 2
В трех пронумерованных пробирках находятся: сульфат натрия, хлорид натрия и хлорид аммония. Предложите, как в ходе химического эксперимента можно различить эти вещества, используя выданные вам реактивы. В отчете представьте план проведения анализа (таблица), приведите уравнения соответствующих реакций в молекулярном и ионном виде. Проведите эксперимент и укажите наблюдаемые признаки химических реакций.
Рабочая зона № 3
Интерпретация химического эксперимента.
Посмотрите видеоопыт и составьте звуковое сопровождение для данного видеофайла. Укажите
все вещества, которые были использованы как реагенты, а также продукты реакции. Составьте уравнение соответствующей реакции.
Объясните эффект «красного фонтана». Что произошло? Почему?
Материалы для скачивания
Елена Нечитайлова
Учитель химии МБОУ лицея № 1 г. Цимлянска Ростовской области, Народный учитель РФ
Понравился материал? Расскажите другим