31 августа 2019, 12:30

Особым детям нужны особые учебники



Ключевое условие успешного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья – специализированные учебники и учебные пособия. Они необходимы вне зависимости от того, в какой школе ребенок учится – обычной или реализующей адаптированные образовательные программы. К такому выводу пришли участники панельной дискуссии «Особый ребенок в школе», которая состоялась на Московском международном форуме «Город образования».

Как рассказала директор школы № 1374 Маргарита Бриткевич, в Москве есть три пути получения общего образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами. Первый вариант – обучение в школе, реализующей адаптированные образовательные программы. Второй вариант – в школе, которая имеет статус ресурсной, то есть накопила определенный опыт в обучении детей с особыми потребностями и передает его другим. Третий вариант – инклюзивное обучение, когда такой ребенок учится в обычном классе обычной школы.

По мнению Павла Суворова, директора специальной общеобразовательной школы-интерната № 2, специальные школы и школы с инклюзивным образованием должны обмениваться опытом, создавая новые возможности для детей. При этом именно коррекционные школы становятся площадками для массовой апробации новых механизмов работы с особыми детьми – прежде всего, новых учебников. Павел Суворов рассказал, как четыре года назад его школа приняла участие в проекте Группы компаний «Просвещение» по созданию электронных учебников для детей с нарушениями зрения. И сегодня этот проект реализован в рамках Московской электронной школы, то есть доступен для всех образовательных организаций столицы.

Сергей Сацевич, руководитель Центра специальных форм образования Группы компаний «Просвещение», подчеркнул, что в учебниках для особых детей, как правило, необходима адаптация предметного содержания. Однако это не означает, что им нужен материал проще, - он может быть принципиально другим и подаваться с учетом психофизиологических возможностей детей. Она также добавил, что для многих категорий детей вообще нет учебников по ряду школьных курсов, и какими они должны быть, наука и практика не дают ответа. Но случаются и прорывы. «Зарубежные коллеги утверждают, что для детей с расстройствами аутистического спектра специальных учебников нет, а российские коллеги их оспаривают, и уже есть прецедент создания такого учебника», - рассказал Сергей Сацевич.